Общественный фонд “Русское исполнительское искусство” отметил сразу два юбилея: 15-летие основания и 5-летие беспрецедентной стипендиальной программы поддержки российских музыкантов – от мала до велика, от звезд до только вступающих на музыкальную стезю артистов.
На сцене Большого зала Консерватории состоялся своеобразный творческий отчет фонда по всем направлениям его деятельности: и юные дарования, и “взрослые” обладатели грантов и премий – Валерий Афанасьев, удивительно игравший Шуберта, “Солисты Москвы” и Юрий Башмет с Бахом и Григом, блистательный Даниил Крамер, покоривший публику джазовыми импровизациями.
Уже из перечисленного видно (а концерт длился более трех часов!), что фонд стремится охватить все стороны академической музыкальной культуры. О планах и перспективах “Русского исполнительского искусства” рассказал президент фонда, профессор и ректор Института имени М. М. Ипполитова-Иванова Валерий ВОРОНА.
– Чувствуете ли отдачу от вашей деятельности? Возможно ли изменить положение культуры в России “снизу”, через такие организации, как “Русское исполнительское искусство”?
– Мы видим эффект от нашей работы. Более того, считаю, что ресурс общественных институтов у нас недооценивается. Даже на примере фонда видно, насколько большой социальный груз мы снимаем с государства. Не просто поддерживаем отдельных музыкантов, но, в сущности, “подпитываем” всю музыкальную инфраструктуру, способствуем оживлению музыкальной жизни в регионах.
Если бы была дана зеленая улица благотворительным организациям, принят наконец закон о меценатстве, то возможно было бы кардинально улучшить ситуацию в сфере культуры.
– Расскажите о проектах фонда.
– Уже 5 лет существует наша основная программа – “Золотой талант России”. Проводим по всей России и странам СНГ конкурс на присуждение стипендий и премий талантливым юным музыкантам, их педагогам, деятелям культуры. Отбор осуществляет наш экспертный совет по видеозаписи и документам.
Конечно, полного представления эта форма отбора дать не может, поэтому последнее время мы используем и другие способы. Например, участвуя в работе различных конкурсов, мы присуждаем стипендию в качестве спецприза понравившимся лауреатам.
– Как вы оказались среди организаторов Конкурса имени Давида Ойстраха и в Одессе, и в Москве?
– Имя Давида Ойстраха должно объединять артистов всех стран. Есть своя логика в том, чтобы был конкурс и в Одессе, где родился великий скрипач и учился у знаменитого Петра Столярского, и в Москве, где 40 лет он был профессором Московской консерватории. Главное, чтобы имя его помнили. Как ректор могу засвидетельствовать, что сейчас студенты, поступая в вуз, иногда не знают, кто такой Ойстрах. А ведь он – знаковая фигура в нашей истории. Так что пусть будут два конкурса, а еще международный фестиваль.
Готовясь к 100-летию со дня рождения артиста, мы уже провели в Одессе музыкальный форум “Дни Ойстраха”, куда съехались музыканты со всего мира. Россию представляли Николай Петров, Денис Мацуев, Дмитрий Башкиров, наш Молодежный оркестр. Все средства от концертов перечислены на открытие памятника Ойстраху.
Три года подряд наш фонд организует в Москве межвузовские конкурсы. Первый был посвящен 100-летию Хачатуряна, второй – 100-летию Скрипичного концерта Глазунова, третий – 90-летию Скрипичного концерта Ляпунова. Забытый шедевр стал открытием: великолепная музыка, достойная занять место в ряду таких великих концертов прошлого, как сочинения Брамса, Сибелиуса.
Мне интересно творчество Ляпунова. Недавно профессор РАМ имени Гнесиных Леонид Булатов нашел концертную пьесу Ляпунова, сделал две версии: для скрипки и фортепиано и для скрипки с оркестром. Горжусь, что стал первым исполнителем сочинения спустя почти столетие с момента создания.
– Вы не только солируете как скрипач, но и руководите Молодежным оркестром, организованным фондом.
– Действительно, проект с Молодежным оркестром, созданным из наших стипендиатов, оказался перспективным. Получилась такая своеобразная сборная Москвы и России. За три года оркестр завоевал прочную артистическую репутацию: мы выступаем и в абонементах Московской филармонии, и участвовали в Международных фестивалях “Радио “Орфей” представляет”, во французском городе Нанси. Там оркестр аккомпанировал известной французской пианистке Бриджит Анжерер и получил отличную прессу.
А на рождественской неделе мы гастролировали в Риге, и каждый номер принимали так, как это бывает в футболе, когда Зидан забивает гол. Публика просто неистовствовала! Из российских солистов нашими партнерами были такие звезды, как Валерий Афанасьев, Дора Шварцберг, Юлий Милкис, Нина Коган, Давид Голощекин.
Недавно в Большом зале Консерватории с нами выступал потрясающий певец Владимир Чернов.
– Можно ли сказать, что фонд взял на себя еще и функции концертного агентства?
– С одной стороны, у нас есть проекты фонда. Мы активно реализуем идею “Возрождения гастрольной карты России”, устраивая в регионах концерты и стипендиатов, и Молодежного оркестра, привозим элитарных артистов. Назову лишь некоторые города, где проходили мероприятия фонда: Краснодар, Белгород, Пермь, Братск, Чита, Воронеж. Нас ждут и в Украине, и в Прибалтике. Например, у нас завязались интересные контакты в Юрмале: после наших гастролей там поступило предложение сделать совместный проект “Юрмала-классик” – некую альтернативу эстрадному фестивалю.
Кроме того, наши стипендиаты все время выдвигают собственные инициативы, и при поддержке фонда возникло “общественное” концертное агентство, которое провело уже около 400 концертов. Кстати, некоторые артисты просто передают нам права, чтобы мы представляли их интересы в России.
Другим важным проектом считаю Международную академию мастер-класс. Необходимо, чтобы наши педагоги знали о том, что делается в этой области в мире. Поэтому мы просим приезжающих к нам на гастроли музыкантов встречаться со студентами, профессорами в регионах. Некоторые городские власти на местах предлагают создать центры музыкальной культуры для проведения и мастер-классов, и летних академий, и концертов, и конкурсов.
– У вас такое обилие идей и планов, но, наверное, вы не остановитесь на достигнутом?
– Уже в работе совсем свежий проект “Музыкально-образовательный театр”. Мы сделали аранжировку “Детского альбома” Чайковского и подготовили три версии: хореографическую, театральную и с чтецом. Получилась музыкальная сказка – один день из жизни ребенка. На фестивале в Чите текст с огромным успехом читал Вениамин Смехов.
Теперь мы собираем репертуар – произведения для детей, где в доступной форме они знакомятся с инструментами оркестра, музыкальными жанрами. Это, например, всем известная классика – “Петя и волк” Прокофьева, “Карнавал животных” Сен-Санса, “Лесные сказки” Караманова. Также у нас есть сценарии музыкальных сказок об инструментах, о композиторах. Мы хотим показывать их в разных формах – в виде и спектакля, и мультфильма, и даже развивающих компьютерных игр.
Это поле игрового обучения музыке еще мало освоено в России, а за ним, я считаю, будущее.