Сондецкис и его коллектив приехали в Калининград на фестиваль «Бахослужение» и выступят в областной филармонии в воскресенье, 27 июля. Маэстро – настоящий патриарх классики. Еще в 1960-м он основал камерный оркестр Литвы, а в 1989-м – известный коллектив «Камерата Санкт-Петербург». На закате коммунистической эпохи именитый дирижер стал лауреатом Государственной премии СССР, а в конце 90-х – национальной премии Литвы. При этом теплых отношений с властями у Сондецкиса не было никогда.
Перед своим приездом в Калининград мэтр любезно согласился ответить на наши вопросы.
– В разное время вы работали со Спиваковым и Башметом. Правда ли, что они едва ли не открыто конфликтуют друг с другом?
– Никакого противоборства между ними нет. Но они действительно очень разные. Знаете, ведь они мои младшие друзья. И Владимира, и Юрия я помню еще тогда, когда они были малоизвестны. Володе всегда было присуще волевое, организаторское начало, а Юра очень мягкий, простой человек. И они оба, еще в молодости, подавали надежды на то, чтобы стать лидерами российского исполнительского искусства. Естественно, всегда присутствовала какая-то конкуренция. Ну а я, в свою очередь, всегда был где-то между ними. Знаете, однажды они оба сделали мне отличный подарок. В 2006 году было 50-летие моей дирижерской деятельности. Я запланировал концерт в Большом зале консерватории в Москве. Спиваков с Башметом договорились, и «Новая Россия» вместе с Национальным филармоническим дали в мою честь шикарный вечер. Вся Москва такому тандему очень удивилась. Такого еще не было. Кстати, в качестве солистов выступили сам Юрий Башмет и Денис Мацуев. Я со всего мира потом получал отзывы о том, что этот концерт смотрели по телевизору.
– Вы неплохо знали и Мстислава Ростроповича. А что он был за человек?
– Мстислав Леопольдович, как человек очень демократичный, мог общаться с любым – от короля до дворника. Прекрасно помню, как сильно занимали его политические дела. Особенно в критические моменты. Помню время, когда за то, что Ростропович укрывал Солженицына в своем доме, его самого начали выдавливать из СССР. Его выгнали из Большого театра, и я поговорил с главным режиссером Вильнюсского оперного театра, познакомил его с Ростроповичем. Постановку оперы «Тоска» Джакомо Пуччини, уже официально запрещенную в Москве, опальный музыкант сделал в столице Литовской ССР с моим оркестром. Жил в гостинице, но обедал, ужинал и проводил свободное время у нас дома. Уже в 1990 году, в финале эмигрантского периода Ростроповича, меня нашел его импресарио, и мы с Мстиславом Леопольдовичем провели гастроли в Италии. На следующий год – в Испании. Был январь, Союз рушился, в Вильнюсе стреляли. Аэропорт был наглухо закрыт. Но менеджер Ростроповича нашел общий язык с официальными лицами, и нас выпустили за рубеж.
– Был случай, когда, созданный вами в 1960-м Литов-ский камерный оркестр прекратил свое существование. Почему это произошло?
– Ну, это давняя история. Все случилось 18 июня 2004-го. Инициаторами той акции стали сотрудники министерства культуры Литвы. У меня с ними были непростые отношения (Сондецкису не нравилось, что над ним, как над художественным руководителем, поставили десять начальников. – Ред.). В общем, по инициативе тогдашнего министра культуры республики Ромы Жакайтене мой оркестр лишили финансирования и распустили. Я остался без работы, и знаете, меня очень выручил Владимир Спиваков. Он официально пригласил меня на должность главного приглашенного дирижера «Виртуозов Москвы». Кстати, я занимаю ее и по сей день.
– Наверное, вы нечасто отдыхаете.
– По-разному. Все зависит от гастрольного графика. Кроме камерного оркестра Государственного Эрмитажа, я выступаю с разными другими оркестрами. Если уезжаешь в Петербург к своим оркестрантам, скажем, на две недели, то можешь сыграть даже дюжину концертов подряд и вернуться (дом Сондецкиса – в вильнюсском парке Вингис. – Ред.). Этой осенью собираемся в большое турне по Сибири. Там будем сопровождать выставки Государственного Эрмитажа.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Саулюс Сондецкис Родился в 1928 году, в Шяуляе.
Окончил Вильнюсскую консерваторию (1952) по классу скрипки, с 1977 – ее профессор. Возглавил оркестр Школы искусств имени Чюрлёниса. В 1976 году в Берлине получил золотую медаль на Конкурсе молодежных оркестров Герберта фон Караяна. Основал камерные оркестры Литвы (1960) и «Камерата Санкт-Петербург»(1989). С 1994 года – дирижер оркестра Государственного Эрмитажа.
Имеет звания: Народный артист СССР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1987), Национальной премии Литвы (1999), президент фонда «Эрмитажная Академия музыки».
Сондецкису посвящены такие известные сочинения, как «Tabula rasa» Арво Пярта и «Concerti grossi» № 1 и № 3 Альфреда Шнитке.
Петр Старцев, "Комсомольская правда"