Какие качества вы искали в певицах на кастинге на роль Элизы Дулиттл?
Роберт Карсен: Элиза – отличная роль, но требует от актрисы высоких драматических способностей, сильного характера и яркой индивидуальности. В этом мюзикле больше разговорных диалогов, чем музыки, хотя и то и другое написано очень талантливо. Героиня появляется перед зрителем плохо воспитанной девушкой, но постепенно превращается в аристократку, способную поразить высшее общество. Название пьесы у Бернарда Шоу ироничное. Согласно мифу, Пигмалион создает скульптуру Галатеи, а в пьесе и мюзикле именно Элиза приходит к профессору Хиггинсу с просьбой научить ее правильно себя вести. "Двигатель" пьесы – Элиза. Шоу всегда интересовали женские права, поэтому во многих его пьесах есть сильные женщины. В этом смысле он всегда был очень современным.
Сегодня этот мюзикл так же актуален?
Роберт Карсен: Нет, но от этого не теряет своего обаяния. Опрос среди детей показал, что любимой сказкой у большинства и девочек, и мальчиков стала "Золушка". "Моя прекрасная леди" чем-то похожа на эту сказку – историю о девушке, которая попала из одной социальной среды в другую, историю о том, как можно измениться.
"Моя прекрасная леди" – первый шаг Мариинского театра в сторону мюзикла. Большой театр тоже не заходил на территорию этих жанров, пока не поставил оперетту "Летучая мышь" Штрауса.
Роберт Карсен: Не знаю, почему в России так происходит. В Европе такой проблемы нет – там не сторонятся мюзиклов и оперетт. Мюзиклы идут в Ковент-Гарден, Ла Скала, Венской Штаатсопер. Я ставил "Кандида" Бернстайна в Ла Скала и Ковент-Гардене. Мне кажется, очень важно, что Гергиев решился поставить мюзикл в Мариинском. Те, кто работает на территории оперы, должны думать о том, как сохранить оперу жизнеспособной, не превратить ее в музей.
Вы станете первооткрывателем мюзикла в российском оперном театре.
Роберт Карсен: Рад участвовать в этом приключении. Театр мюзикла – один из самых сложных жанров с множеством танцев, драматической игры, сценических перемен.
Мюзикл "Моя прекрасная леди" вы поставили в исторических костюмах, хотя действие многих опер вы часто переносите в наши дни.
Роберт Карсен: Ряд произведений, которые я называю "социальными комедиями", очень привязаны к своей эпохе. Оперу "Евгений Онегин" сложно осовременить. Также и "Моя прекрасная леди" – очень английская пьеса по своей природе. Англия, о которой рассказывает Бернард Шоу, предполагает высшее общество, связанное с определенным стилем языка. Хотя сегодня все аристократы в Англии – кокни, представляющие едва ли не низшее сословие, равно как и представители искусства – знаменитые актеры, художники, у которых заметен этот же "акцент". Я, бесспорно, преувеличиваю, но классовые границы в самом деле исчезли после Второй мировой войны.
Вы – режиссер-универсал, с равной увлеченностью ставите оперы разных эпох – от барокко до современных. Есть композиторы или оперы, которых вы избегаете?
Роберт Карсен: Это оперы Россини. Я их не понимаю, они меня не трогают. Для меня они похожи на тиканье часов.
Что вам особенно нравится ставить?
Роберт Карсен: Я люблю сложные произведения, действие которых происходит одновременно на нескольких уровнях. Такова, например, опера "Ариадна на Наксосе" Рихарда Штрауса и многие оперы Генделя, в которых так много разнородных постмодернистских элементов.
Вы часто имеете дело с певцами "первого эшелона". Приходится "бороться" со звездами?
Роберт Карсен: Обычно нет. Самой большой проблемой бывает то, что звезд иногда нет на месте, а спектакль нужно ставить, только когда все в сборе.
Оперные артисты уступают драматическим актерам в игре. Как вы добиваетесь от певцов убедительности?
Роберт Карсен: Сегодня очень много талантливых, свободных певцов с яркими актерскими способностями. Певцы, не умеющие играть, скорее, являются исключением. Так, во всяком случае, в Америке и Европе – не знаю, как обстоят дела в России. Публика уже привыкла к певцам нового поколения и не может воспринимать старых клише.
Владимир Дудин, "Российская газета"