– На пресс-конференции перед открытием «Зеленого шума» вы сказали, что в Сургуте и в особенности Музыкальном колледже, почувствовали свободу и легкость в атмосфере. Разве у вас в Италии не так?
Марио Стефано Пьетродарки: Я вижу, что у вас все у истоков, все очень свежо. В нашей стране все более замедленно. А здесь у вас люди хотят видеть что-то новое.
Юрий Шишкин: В том смысле, что в Италии уже все было. И в присущем там музыкальном многообразии, иногда кажется большой застой, то есть там уже все сделано. Изобретать что-то новое – не хочется становится на крайний путь, где все переворачивается с ног на голову, где фраза читается с конца. Чтобы показать там что-то новое – нужно приложить огромные усилия. Мы давно общаемся с Марио и Лукой. Во время одного из разговора, они отметили, что в России чувствуется много сил в движении, что с народом хочется работать, творить и здесь есть куда вкладывать творческие усилия. В Европе много чего было сделано, а Россия берет только лучшее. Они делятся опытом, и поэтому мы сейчас двигаемся в музыке с меньшими минусами, чем европейцы.
– Какой самый большой минус или неправильный шаг был сделан в Италии по отношению к музыке?
Марио: Сейчас дети в итальянских школах в средних классах изучают музыку и могут уже играть на музыкальном инструменте. Раньше это знакомство происходило вне школы. Родители платили деньги специально для того, чтобы ребенок изучал музыку. Так вот у многих родителей не было денег платить за это, поэтому у нас выросла целая генерация, которая вообще ничего не понимала в музыке. Это было поколение, у которого не было вкуса.
Юрий: Они могли и хороший концерт послушать и плохой – им было все равно.
Марио: Проблема в том, что преемственность была утрачена и теперь во многом новое поколение не может понять музыкальный язык. Сейчас ситуация лучше, потому что дети могут выбирать отдельный инструмент и углубляться в его изучение. А результаты мы сможем увидеть только в течение последующих десяти лет. Я надеюсь, что у нас будет поколение, которое сможет отличать хорошую музыку от плохой и слышать аромат красоты.
– Что для вас значит русская музыка?
Марио: Россия вкладывает одну из важнейших частей в музыку для баяна. Лучшие композиторы, которые писали произведения для этого инструмента, как раз были из России: Анатолий Кусяков, Василий Золотарев, Вячеслав Семенов. Этого российского репертуара не избежать никому в Европе, потому что этот репертуар сейчас основной. В любой точке Европы все играют русскую музыку.
Лука Лучини: В то время когда в Европе были уже знаменитые композиторы, такие как Джузеппе Верди, Винченцо Беллини, Джоаккино Россини, в России было только пять-шесть музыкантов. Но потом началось время вашей страны: Петр Чайковский, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Сергей Прокофьев. Русская школа известна во всем мире, и она удивляет в любом жанре. Почти все лучшие композиторы последнего века были из России.
Справка
Марио Стефано Пьетродарки окончил консерваторию Санта-Чечилия в Риме, стажировался у Юрия Шишкина. Итальянский музыкант лауреат многих конкурсов, среди которых «Трофей мира» (2001 год). В 2009 году он выступал в качестве гостя в Колизее (Рим) вместе с маэстро Андреа Бочелли. В 2012 году вместе с Анной Нетребко и Эрвином Шроттом – в Королевском Альберт-холле (Лондон), в Копенгагене и городах Германии. Лука Лучини окончил Музыкальную Академию в Кремоне (класс Джованни Пуду). Он является победителем гитарного конкурса «Николо Паганини» и конкурса «Николо Фарго», а также лучшим исполнителем на гитаре V Международного конкурса «БенвенутоТерзи». Лука участвовал в «Музыкальном фестивале оперы» (Милан) и «Сезонах классической музыки» в Лимоне дель Гарда.
Анна Рекке, "СИА-ПРЕСС"