Одной из исполнительниц партии Екатерины стала Мария Максакова, лауреат оперных фестивалей и конкурсов, одна из ведущих солисток «Геликон-оперы», дочь известной театральной актрисы Людмилы Максаковой и внучка оперной примы Большого театра Марии Максаковой.
Екатерина была красавицей
– Маша, легко ли вам далась роль княгини Екатерины – молодой царицы?
– С тех пор как я попала в золотые руки Дмитрия Бертмана (художественного руководителя Театра «Геликон-опера», режиссера-постановщика «Царицы». – Прим. авт.), мне роли стали даваться очень легко. Он все так делает и так объясняет певцу, с которым работает, что перевоплотиться и вжиться в образ становится очень просто. Поскольку он гений, а все гениальное просто, то я в его руках сразу чувствую себя при деле, знаю, чем заниматься, понимаю и задачу, и место.
– Мария, вы одна из самых красивых певиц. И ваша героиня – не традиционная Екатерина. Она ведь в реальности не была красавицей…
– Почему это вы так решили? Почитайте внимательно ее записки, воспоминания. Когда ей было 15, Екатерина резко похорошела. Ребенком она не была красивой, ей говорили: «При такой внешности надо воспитывать в себе красоту души», но когда она приехала в Россию, то на множестве гравюр и портретов – очень интересная. Просто потом похудела очень сильно, когда заболела чахоткой, когда она простудила себе бок… Она долго правила, была женщиной 67 лет. Тогда ведь не было пластической хирургии…
– В «Царице» занято множество певцов, но к вам особое внимание. С вашей фамилией и вашей внешностью вы обречены на зависть, на едкую критику…
– Знаете, я однажды провела такой эксперимент: специально позвала в Москве на свой сольный концерт ну просто всех, кого знала, чьим мнением дорожила. Решила: у всех потом спрошу, кто что думает. И если бы хоть раз совпало мнение одного человека с другим, то я бы, наверное, продолжала прислушиваться, а поскольку не совпало совсем ничего, то я поняла, что надо делать то, что нравится себе.
– Вы готовы к ударам критиков?
– Я не люблю скепсиса. Мне кажется, это разрушает все. Изначально скепсис – безумно вредное качество… А к ударам критиков, судьбы или еще чего-то я никак не готовлюсь. Зачем к ним готовиться, да еще не факт, что они случатся.
Подруга Анны Нетребко
– Ваша бабушка Мария Петровна Максакова родилась в Астрахани, была народной артисткой, солисткой Большого театра… А каким ветром занесло ее в город на Неве? В энциклопедиях написано, что в 1925 – 1927 годах она была солисткой Ленинградского театра оперы и балета, проще говоря, Мариинки…
– Да, был период, она блистала в опере «Самсон и Далила» – это была очень эффектная постановка. Есть фотографии умопомрачительной красоты: в «Далиле» она была радикально обнаженной для того времени – буквально лиф, голый живот и повязка – и все. Фигурка точеная, а голос изумительный.
– А ваша мама была на премьере «Царицы» в Питере?
– Конечно.
– И что сказала?
– Она сказала: «Очень эффектный спектакль».
– Маша, а вас сравнивали с Анной Нетребко?
– Я по записям Ани учусь, я ее очень уважаю. И вообще мы дружим. У нас голоса разные – у меня ведь высокое меццо, и поэтому пересечения репертуарные едва ли возможны.
– Но вы же не раз говорили в интервью, что после рождения сына, а потом еще и дочери, у вас произошли изменения в голосе…
– Да, у меня ниже стал голос. Но это не сказалось на диапазоне, он остался прежним, просто окрас голоса приобрел более густую составляющую.
И когда я пою более высокие партии, себя в некотором смысле обкрадываю, потому что наиболее интересный диапазон моего голоса находится как раз в меццо-сопрано.
– Вас не задевает, что Анна Нетребко сделала потрясающую карьеру, взлетела к таким высотам, о которых вам пока можно только мечтать?
– Она потрясающая. А ее карьера – это уже судьба. И это вообще удивительно: сколько внимания она привлекла к опере. По сути это ведь специфический жанр, сегодня – экзотика для людей. И появление таких звезд, как Аня, – просто некая миссия.
Я ею просто горжусь. Во-первых, это наша российская певица, питерская, во-вторых, она действительно талантлива и безумно красива – я обожаю смотреть ее записи.
Жаль, мы теперь реже видимся. Я всегда хожу на ее концерты, когда могу.
– Неужели в оперном мире певцы дружат друг с другом?
– А здесь обязательно нужна дружба. Таков закон жанра, мы все не машины и должны, просто обязаны друг другу помогать, страховать. Это как бумеранг – все равно вернется. Я учусь у коллег, например сейчас увлеклась тем, как поет Марина Поплавская, – такая цельность образа, красота невероятная. Она сейчас поет везде – за границей, в «Мете» (знаменитом нью-йоркском театре «Метрополитен-опера». – Прим. авт.)…
Эротика не должна превращаться в гинекологию
– А как вы совмещаете оперу и драматические роли?
– Вы имеет в виду кино? Боже, да сколько я там снималась…
– В пяти фильмах!
– Ну да. Просто я росла в доме драматической актрисы, это все в меня как-то проникло.
– Говорят, в новом фильме у вас вообще главная роль?
– Нет, все равно это не профессия. Хотя это же где-то рядом. Вот если бы я расписывала фарфор для императорского завода и одновременно пела – тут можно было бы удивиться…
– Вам наверняка предлагали сняться в откровенных фотосессиях…
– Вы имеете в виду обнаженную съемку? Для «Каравана историй» несколько раз снималась в обнажении. Но там все в рамках стиля, это не эротика в лоб. Мне всегда нравится создание художественного образа. Можно выйти голой, если это оправданно. Дело не в стеснительности, а в том, чтобы такие съемки не переходили плавно в гинекологию…
Династия Максаковых продолжается
– Ваш сын Илья действительно талантлив?
– У него абсолютный слух. С удовольствием учится в Центральной музыкальной школе. Я училась в этой школе, привела его к своим же педагогам, но дальше за него никто не будет ничего делать.
– И он тоже Максаков?
– Да.
– А как муж на это реагирует?
– Он знает, что – династия. У меня же еще дочка есть, Люда Максакова. А у мужа и так уже трое детей, еще до меня, поэтому там все в порядке.
– Про вашу романтическую историю я читал… Но про троих детей не знал.
– Он действительно трогательно ухаживал. К счастью, и сейчас ни он, ни я не разочаровались друг в друге.
– Все говорят о том, что внешне вы с мамой очень похожи… А внутренне? Говорят, у нее сложный характер…
– А что быть простым? Интересным нужно быть. Просто мы с ней абсолютно разные, то есть я не говорю, что я проще, но, видимо, другая.
– Вы ладите между собой?
– Ладим. Вот она даже в Питер на мой спектакль приехала. Просто ее признание во мне достойной продолжательницы было нелегким, я его долго завоевывала.
Досье
Родилась 24 июля 1977 года в Мюнхене. В 2000-м окончила с отличием РАМ им. Гнесиных по классу вокального пения. В этом же году награждена почетным дипломом и званием лауреата Московского оперного фестиваля-2000 за лучший дебют (Розина в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник»).
В 2002 году стала дипломантом конкурса Е. Образцовой в Санкт-Петербурге.
С 2000-го – солистка Московского театра «Новая Опера», с 2003-го – солистка Государственного академического Большого театра России.
Владеет английским, французским, немецким и итальянским языками. В 1994 году окончила школу моделей В. Зайцева, является лицом фирмы «Lancome» в России.
Снялась в фильмах «Сибирский цирюльник», «К славе» и др. В 2002 году окончила Московскую государственную юридическую академию.
Михаил Садчиков-младший, "БалтИнфо"