Детское увлечение музыкой редко приводит повзрослевшего человека на оперную сцену. Но с нашей героиней произошло как раз наоборот.
В детстве Лариса Поминова увлекалась совсем не музыкой. Однако в итоге она стала солисткой Республиканского театра оперы и балета. О том, как это произошло, наш разговор с певицей.
– Лариса, когда вы начали петь? Наверное, с детства?
– Нет. Можно сказать, лет с 18 профессионально стала заниматься пением. А в детстве я не была связана с музыкой
– Родители вас не отдавали в музыкальную школу?
– Нет. Я даже хотела сама заниматься, но родители как-то не настаивали. Вот старшую сестру они сразу определили в художественную школу и надеялись на неё. А мне предоставили самой выбирать профессию и развиваться.
– Что же вы выбрали? Чем занимались в детстве?
– Меня привлекали литература, история. Большого увлечения музыкой как-то не было. Но я всё время мечтала, чтобы моя жизнь была связана с искусством. И вот позже, когда я стала ходить в церковь, я там пела. И там впервые окружающие обратили внимание, что у меня есть голос, и предложили профессионально заниматься.
В церкви нашлись люди, которые разбираются в музыке, они и посоветовали поступить в музыкальное училище. Одна женщина со мной позанималась, подготовила меня к поступлению. Я поступила. Потом всё так завертелось. Я подумывала о том, чтобы бросить эту профессию, заняться чем-нибудь другим. Но пока не нашла альтернативы, хотя и не оставляю такой мысли.
– А чем вы хотели бы заниматься?
– Не знаю, пока это всё проекты.
– Но есть ведь какие-то мечты?
– Мечтаний на самом деле очень много. Хочется путешествовать, открывать мир. Но пока есть искусство, и мне нравится в нём существовать.
– А какие-то профессиональные мечты? Вот, знаете, некоторые мечтают сыграть Джульетту, спеть какую-то арию…
– Профессиональных стремлений неимоверное количество! Прежде всего хочу исполнить те роли, о которых мечтаю уже давно, с тех пор как начала заниматься профессионально. Это Далила в опере «Самсон и Далила». Потом – Кармен.
Я надеюсь, что когда-нибудь в этом театре я её спою. Это сложный спектакль, требует много затрат, там много подводных камней… Хотелось бы спеть в операх Россини, потому что у меня голос такой – высокое меццо-сопрано, для которого как раз и писал Россини. Но там партии достаточно сложные, требующие технической подготовки, владения колоратурой, что я пока осваиваю.
Мечтаю спеть вердиевский репертуар… Можно долго перечислять. Но вот кое-что из задуманного я уже осуществила – это больше всего меня подвигло приехать в этот театр. Здесь была постановка «Фаворитки» и не было местной исполнительницы этой роли. Я спела партию Леоноры, а это была моя мечта. К сожалению, сейчас этот спектакль идёт не очень часто.
– Вы достаточно много ролей уже исполнили. Вы всё же считаете себя начинающей артисткой или уже состоявшейся?
– Нет, я ощущаю, что «я не волшебник, я ещё только учусь». Я пока нахожусь в процессе, причём в начале этого процесса. Пытаюсь как-то освоить это мастерство. Считаю себя пока начинающей.
– В конце октября вы дебютируете в роли Сильвы.
– Да. Эту роль я тоже ждала и очень хотела исполнить, надеюсь, что всё получится.
– Почему выбор пал на вас? Это случайность?
– Выбора как такового не было. Мне просто предложили попробовать Сильву. Вообще-то эта роль для сопрано, а у меня меццо-сопрано. Но в последнее время очень многие меццо-сопрано поют Сильву.
Сначала я не хотела браться, так как эта роль для более высокого голоса, но потом подумала: раз другие исполняют, почему бы и мне не попробовать. К тому же роль мне всегда очень нравилась.
– Что это за героиня? Как вы себя ощущаете в этой роли на сцене? Она вам подходит?
– Да. Это одна из тех ролей, которые соответствуют моему характеру. Работая над какими-то другими персонажами, я очень сильно себя «ломала», чтобы попытаться как-то вжиться в образ. А Сильва мне во многом близка.
– А в чём именно?
– Может, это моя интерпретация. Я не знаю, как её автор задумывал. Но я её воспринимаю не просто как актрису, примадонну, а ещё и как любящую женщину, которая стремится к счастью в личной жизни, стремится любить и быть любимой. Это мне самой близко в образе Сильвы. Эта роль находит отклик в моей душе, но в то же время она требует большой работы, потому что Сильва всё-таки звезда, примадонна, состоявшаяся актриса, а я ещё только учусь… Сложно найти это состояние.
– Уже достаточно давно эту партию исполняет Елена Лагода. Вы с ней не советовались по поводу исполнения? Или вы полностью самостоятельно строите образ?
– Мне очень нравится Сильва в исполнении Елены Лагоды. Но мы очень разные и по характеру, и внешне абсолютно разные. Я считаю, что не стоит всё повторять, нужно взять удачные моменты, поучиться, но сделать по-своему. Над образом мы не работали, то есть она со мной не беседовала о роли.
– Вы будете исполнять одну партию, но в разных составах?
– Да. Так это и должно быть. Чтобы зритель мог видеть разную Сильву. Это очень интересно, когда есть разнообразие.
– В каких спектаклях вам больше нравится играть – в комедийных или трагедийных?
– Мне нравятся лирико-драматические роли, например, Леонора в «Фаворитке». Она абсолютно по моему характеру. И мне её играть интересно. Есть роли, в которых мне пока некомфортно, например возрастные, такие, как служанка Берта. Она должна оттенять главную героиню Розину. И в итальянском тексте она выписана именно старушкой. Эта роль для меня сложна, приходится как-то ломать себя.
Мне нравится роль Элизы Дулитл в «Моей прекрасной леди». Но эта роль абсолютно не по моему характеру. Она совсем не похожа на меня, поэтому работа над этим образом мне и интересна. Я никогда не была в таком аристократическом обществе, но, с другой стороны, я никогда не сталкивалась с маргиналами. Для меня эта роль была сложна. И, конечно, над каждой ролью я до сих пор работаю и недовольна тем, чего я добилась. Надеюсь, что мастерство моё будет расти.
– В каком жанре больше нравится работать? Опера, оперетта, мюзикл?
– Конечно, опера! Я фанатка оперы. Раньше я себя мыслила только оперной певицей, но современный мир диктует свои условия. И наш театр совмещает разные направления, но, к сожалению, опера пока недостаточно популярна у нашего зрителя и не имеет такого успеха, как спектакли более лёгкого жанра – мюзикл, оперетта или музыкальные сказки.
Нужно больше работать со зрителем, привлекать его чем-то новым. Зачастую складывается стереотип, который мешает публике полюбить оперу.
– Лариса, вот вы много работаете. Чуть ли не живёте в театре. Остаётся ли время на что-то кроме работы?
– Да, конечно. Я очень общительный человек, у меня много друзей. Для души я пою в церкви. Люблю рукоделие, занимаюсь шитьём, иногда шью себе концертные платья. Люблю изобразительное искусство, моя сестра – художник. Часто посещаю выставки.
– А личная жизнь?
– Наша профессия накладывает отпечаток, так что личная жизнь пока не складывается в должной мере. Не хватает того окружения, где можно найти своего человека. Коллектив больше женский, да и как на работе искать человека, с которым можно было бы соединить жизнь? Всё-таки творческие люди больше в себе.
А вне работы… Как и у моей героини Сильвы, у меня много поклонников, а настоящей любви пока нет. Всё впереди, я думаю. Просто сейчас расту профессионально, но и личную жизнь я не забываю – для чувств я всегда открыта.
***
Лариса Поминова родом из Сосногорска. Окончила Пермский институт искусства и культуры. В Государственном театре оперы и балета Республики Коми работает три года.
Исполнила партии: Леоноры в опере «Фаворитка» Доницетти; Элизы Дулитл в мюзикле «Моя прекрасная леди» Лоу; Вирджинии в мюзикле «Призрак замка Кентервиль» Баскина; Полины в опере «Пиковая дама» Чайковского и другие.
Оксана Сикорская, “Красное знамя” (Независимая газета Республики Коми)