«Солистам Москвы» исполнилось 20 лет.
О том, как создавался камерный ансамбль, что дала музыкантам премия «Грэмми», и легко ли организовать международный фестиваль, МТРК «Мир» поговорила с народным артистом России Юрием Башметом.
Зачем Вы организовываете уже который год подряд музыкальный фестиваль?
Смысл фестиваля состоит в, не побоюсь этого слова, в передаче великих традиций. Наша почва готова к тому, чтобы у нас рождались гении. В этом опасность для музыкантов, которые все хотят быть Ойстрахами и Коганами.
Что случилось с «Виртуозами Москвы»?
Предперестроечный и первый перестроечный год, первые два [года] – это как раз то время, когда все устремлялись куда-то уехать. Как минимум, по контракту. Тогда уехали и «Виртуозы Москвы». И я занимался переговорами. Было у меня семь вариантов, которые обсуждались. Один был очень активный. Это Франция, Монпелье. И я вывез оркестр, сам не выезжая. А затем, они захотели стабильности. Стабильность – то есть, стать французами. Ну, здесь был момент предательства, потому что для этого юридически нужно было так объяснить, что не я их создал. В результате я их бросил. Решил, что мне не по пути. И решил больше никогда такую ответственность не нести.
Но, несмотря на это, вы продолжили работать с молодыми музыкантами.
Ниночка Львовна Дорляк, [Святослава] Рихтера жена, она мне сказала: «Юрочка, у нас очень много талантливой молодежи, а все уехали. И Вы им очень нужны. Поэтому забудьте про все свои обиды, перелистните страничку и начните все сначала». Так появились «Солисты Москвы» новые. Это все были студенты.
Зачем «Солистам» премия «Грэмми»? Была такая цель ее завоевать?
Ну, это реклама. Всемирная. А для чего она нужна? Для заполнения залов, для выпусков записей. Все это у них было до и есть после. Поэтому в этом смысле, мы в ней не нуждались. А в смысле, я не стану кривляться, в смысле какого-то самоощущения все-таки… Это такая всемирная похвала, что ли. И это придает уверенности музыкантам в том, что они занимаются своим делом и проживают не напрасно.