Почему в этом году играют Прокофьева, о маршруте пасхального поезда и строительстве в регионах новых залов МТРК «Мир» поговорила с художественным руководителем фестиваля Валерием Гергиевым.
Почему на открытии фестиваля Вы играли Прокофьева?
Обращение наше к творчеству Сергея Прокофьева, в первую очередь, отнюдь не случайно. Это продиктовано не только величаем композитора, но и тем, как весь мир, как мне кажется, реагирует на его произведения, независимо от того, исполнялись ли они тысячи раз, или сотни раз, или только десятки раз, или вообще почти не исполнялись. Я нахожу, что у него нет слабых симфоний. Я также нахожу, что у него нет так же слабых фортепианных концертов.
Наверное, и Симфонию № 7 Вы исполнили неспроста?
Я не считаю случайным исполнение 7-ой Ленинградской симфонии здесь, в отреставрированном, реконструированном большом зале Консерватории в День Победы. Как и светлый праздник Пасхи, так и 9 мая – великий день для нас. Это те основные моральные, если хотите, человеческие, притягательные магнитные точки, которые с первого фестиваля определили и его протяженность, и его характер, и его открытость людям. Причем и здесь, в Москве, и в регионах России, которых великое множество за эти одиннадцать фестивалей.
Какой маршрут у фестиваля в этом году?
Мы пойдем на север, до Мурманска. Будем и в Петрозаводске, и в Архангельсе. По пути, естественно, выступим дома, в Петербурге, несколько раз. Мы будем в Ярославле, вернемся четырежды в Москву.
Наверное, качество залов в российской провинции сильно отличается от столичных?
Я думаю, что многие в регионах сегодня гораздо смелее озвучивают идею возникновения новых настоящих залов высокого качества. Прежде всего, акустические качества важны. Даже безусловно интересная, революционная, дерзкая архитектура, еще не гарантирует великолепного акустического помещения для того, чтобы музыканты могли приходить и творить в этом зале.
А какие из залов в России Вам больше нравятся?
Омск получил великолепный зал. Новый, с хорошей акустикой, сверкающий, свежий.
Какова аудитория Вашего фестиваля? Кто обычно ходит на концерты?
Наверное, есть несколько губернаторов, которым не так уже и важно, что приезжает оркестр Мариинского театра или их руководитель. Не всем это, может быть, кажется, столь важным. Но, поверьте, подавляющему большинству это интересно и важно. Если говорить о любителях классической музыки, оперы или балета, вот тут я могу стопроцентно утверждать, что это интересно людям.
Какую цель вы ставили перед собой, создавая Пасхальный фестиваль?
Самая важная, серьезная, может быть, глубокая миссия этого фестиваля… Концерты в Москве – это, как правило, событие. Есть грандиозные, просто по размаху события. Вот мы исполняли год-два назад «Троянцев» Берлиоза. Даже в Москве эту звучит раз в 100 лет, ну раз в 50 лет. Это громадные проекты, да. Осуществить их могут только самые мощные фестивали, самые мощные коллективы, самые смелые или даже безрассудные лидеры. Я, наверное, к таковым отношусь в какой-то степени. Но это не заменяет вот этих небольших концертов.