Спектакль идет чуть больше часа, без антракта: опера на удивление неутомительна для слушателей. В основе сюжета – реальная любовная драма с недетскими страстями, которая произошла в одной из деревень Сицилии. Местный донжуан крутит любовь с замужней дамой и девушкой по имени Сантуцца, причем в конце концов отдает предпочтение замужней. Тогда отвергнутая Сантуцца чисто по-женски ему мстит: рассказывает обо всем мужу разлучницы. Обманутый муж, недолго думая, хватается за нож и убивает любовника. Когда-то Елена Образцова пела партию Сантуццы. Партнером Образцовой по фильму был не менее знаменитый Пласидо Доминго. А постановщиком фильма-оперы был легендарный режиссер Франко Дзеффирелли. Знатоки оперы говорят, что Образцова была лучшей Сантуццей всех времен и народов. Переиграть темпераментную Елену Васильевну с ее страданиями и страстями после нее так никому и не удалось. Возможно, этим и объясняется выбор постановки.
– Елена Васильевна, судя по вашей кипучей энергии, вам трудно уйти со сцены?
– Не трудно, а просто невозможно. Если бы жизнь можно было повернуть вспять, я бы работала еще больше. Когда меня спрашивают, о чем мечтаю, я отвечаю так: сперва хочу умереть и только потом перестать петь.
– Откуда такие мрачные мысли сегодня, когда вы руководите театром, по-прежнему даете концерты, поете в «Пиковой даме» в Большом, выступаете в Италии. И голос вроде бы не меняется с возрастом…
– Мне было 49 лет, когда у меня произошла гормональная перестройка организма. Как у подростков ломается голос, так и у певцов наступает критический возраст, и тогда многие заканчивают петь. В этот период великая Мирелла Френи поделилась со мной рецептом, который помог и ей: сесть к роялю и продолжать петь, несмотря ни на что. Благодаря этому рецепту я уже 18 лет пою.
– Вы были замужем за дирижером Большого театра Альгисом Жюрайтисом. Такие союзы обычно благотворно сказываются на творчестве певицы.
– Когда я вышла замуж за Жюрайтиса, мне было за сорок. Карьера была сделана, я получила все звания и награды, которые существовали в стране. Причем добилась всего сама. Скорее наоборот, я помогла Альгису. Он работал с балетом, и я предложила ему дирижировать оперу. А что касается эмоций, без которых артисту нечего делать на сцене, они действительно кипели… Я безумно любила Жюрайтиса, хотя мы ссорились, и все равно жить без него не могла, страдала, из-за него разрушила семью (Елена Образцова 17 лет была замужем за Вячеславом Макаровым, от которого родила дочь). Это была трагедия. Но дело в том, что в опере недостаточно одной техники пения. Чтобы быть индивидуальностью, нужно много страдать, переживать настоящие страсти, любовь, расставания. Отсутствие глубоких чувств слышно в голосе…
Анастасия Плешакова, "Комсомольская правда"