На сегодняшний день игра на музыкальных инструментах, с точки зрения профилактики заболеваний и улучшения общего состояния организма, является весьма интересной и недостаточно изученной темой.
Но если продолжать расширять знания о том, как музыка может быть использована для поддержания здоровья и благополучия, вполне вероятно, что к знаменитым «10 причинам, чтоб отдать ребенка в музыкальную школу» Дины Кирнарской в скором времени по праву добавится одиннадцатая.
В настоящее время идут процессы урбанизации, рост городов, основная масса населения детского и подросткового возраста сосредоточена в крупных городах, и плотность населения продолжает постоянно увеличиваться.
Однако среду обитания в крупных городах нельзя назвать здоровой. На растущий организм воздействуют множество негативных факторов, таких как загрязненный воздух, низкокачественное питание с обилием трансжиров и сахаров, повышенный уровень шумового воздействия.
Среди детей и подростков растет заболеваемость бронхиальной астмой, различными видами аллергий, другими реактивными патологиями иммунной и эндокринной систем.
Специалисты в области медицины и экологии ведут поиск решения проблемы качества среды обитания и оздоровления детей и подростков в существующей среде. Предложены различные варианты и решения.
В данной статье рассмотрим оздоравливающее воздействие игры на музыкальных инструментах, в частности, на виолончели, на организм детей и подростков.
Механизм воздействия вибрации на ткани описан в трудах отечественных и зарубежных ученых (А. Крамер, Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, Т. С. Кузьменко, В. А. Кирьяков, Н. А. Павловская, И. В. Лапко, И. А. Богатырева, Л. И. Антошина, О. А. Ошкодеров).
Как и всякое физическое явление, вибрация может приносить человеку и вред, и пользу. Широко известна вибрационная болезнь, возникающая в результате повреждающего воздействия на человека вибраций на промышленных и транспортных предприятиях.
В то же время, издревле люди обращали внимание на положительное оздоравливающее влияние вибраций музыкальных инструментов.
Древние духовые и ударные инструменты создавались именно с целью защиты человека от болезней («злых духов»).
Лечение звуками, известное также как звукотерапия, имеет древние корни и историю в различных культурах. Идея использования звуков для оздоровления и лечения существует уже много веков.
Например, в древних культурах Индии и Китая звуки использовались для медитации, релаксации и восстановления баланса. Мантры, медитативные песнопения, тибетские поющие чаши, гонги – все это традиционные методы звукотерапии, распространенные до сих пор. В древней Греции существовали как способы свести вибрациями с ума, так и вылечить. В древней Ирландии были известны «песни слез, песни смеха и песни сна».
В западной медицине звукотерапия начала применяться более систематически в XX веке. Американский ученый и изобретатель Альфред Томатис разработал методы звуковой терапии для помощи людям с проблемами слуха и речи. Его методы включали использование специально подобранных звуков и музыки для стимуляции мозговой активности и улучшения слуховых функций.
Многие пациенты, проходящие Томатис-терапию, отмечают значительное улучшение в слуховой и речевой функции, а также повышение самооценки и коммуникативных навыков. Каждый год тысячи людей по всему миру успешно проходят реабилитацию методом Томатис-терапии (исследования, подтверждающие эффективность метода, приведены на официальном сайте TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A.)
В данный момент постепенно развивается интерес к звуковой остеопатии, одним из главных ее представителей является Керл Тоам (Керл Тоам — холистический терапевт, специализирующийся на ganzfeld-терапии и технике биоэнергетического исцеления. Ее работа в области психосоматики и глубинной психологии привела к значительным успехам в лечении пациентов с хроническими заболеваниями. Более подробная информация о деятельности К. Тоам представлена на ее сайте).
По ее мнению, каждая клетка в организме имеет собственный резонанс, и путем применения определенных звуковых частот можно запустить процесс оздоровления.
«Музыка — это язык, и так классно встретить кого-то, кто говорит с тобой на одном языке»
В звуковой остеопатии можно использовать несколько подходов, как с применением специальных устройств, так и без применения – пропевая определенные звуки.
Ниже рассматривается применение в подобных целях смычковых и, в более общем случае, щипковых инструментов в тех же целях.
Специфика вибраций виолончели и ее влияние на исполнителя
Звуки виолончели имеют тот же диапазон частот, что и звуковые волны, исходящие от человеческого голоса – 65-880 Гц, поэтому можно предположить, что для виолончели будут действовать те же принципы что и для звуковой остеопатии, где предполагается пропевать определенные звуки.
Во время игры музыкант держит инструмент так, что звуковая волна идет в область тимуса (рис. 1, 2). Также музыкант добавляет вибрации особой техникой игры.
Если сравнивать воздействие виолончели и других музыкальных инструментов, то в первом случае воздействие будет сильнее из-за того, что большинство произведений предполагает игру смычком.
В смычке используется натянутый конский волос, перед началом игры он канифолится и, как только смычок касается струны, каждая чешуйка волоса действует как маленький пальчик и дергает струну, поэтому уровень вибрации выше, чем у щипковых инструментов, например у арфы или гитары.
Виолончели делаются из специальных пород дерева, обеспечивающих оптимальное звучание инструмента, традиционно это ель и клен (возможно использование других пород). Внутри располагается душка (распорка в виде цилиндрического стержня), которая передает вибрации с верхней деки на нижнюю (рис. 3).
В некоторых инструментах, например в укулеле, душка отсутствует, поэтому в нижней деке практически отсутствуют вибрации. В смычковом инструменте может отсутствовать передача вибрации и по другим причинам – например, при игре на скрипке вибрации гаснут за счёт использования мостика.
Интересным наблюдением с нами поделилась известная российская певица и композитор, автор музыки и солистка группы «Мельница» Наталья О’Шей: она неоднократно использовала кельтскую арфу во время болезней детей – если ребенка уложить в кровать и выдать ему арфу, то через небольшое время состояние ребенка улучшается, болезнь протекает легче.
Результаты опроса исполнителей
Замечено, что дети, проживающие в неблагоприятных условиях мегаполиса и занимающиеся в музыкальных школах на виолончели, почти не болеют в течение года респираторными вирусными заболеваниями. А их педагоги, даже пожилого возраста, не берут больничные, и даже в случае заболевания, переносят его легко, в течение 2-3 дней.
Нами были опрошены семьи с детьми, занимающимися в музыкальных школах города Москвы в виолончельных классах, и их педагоги, ведущие как преподавательскую, так и исполнительскую деятельность: всего 28 человек в возрасте от 7 до 80 лет.
Респонденты отвечали на пять вопросов:
- Возраст респондента;
- Количество заболеваний ОРВИ в течение календарного года в отсутствие регулярных занятий на виолончели (в случае, если респондент практически не прерывал занятий на виолончели за последние несколько лет, для сравнения использовались эстимированные показатели заболеваемости людей аналогичного возраста и образа жизни.);
- Количество заболеваний ОРВИ в течение календарного года при регулярных занятиях на виолончели;
- Субъективная оценка от 1 до 10 тяжести переносимых ОРВИ в отсутствие регулярных занятий на виолончели;
- Субъективная оценка от 1 до 10 тяжести переносимых ОРВИ при регулярных занятиях на виолончели.
Выявлено снижение заболеваемости ОРВИ у большинства опрошенных в течение календарного года по сравнению с количеством случаев заболеваний этого типа в отсутствие регулярных занятий на виолончели (см. графики).
В нескольких случаях позитивного влияния обнаружить не удалось, причиной чего могут быть другие аспекты образа жизни респондента, не учтенные в рамках опроса.
Также родители детей, занимающихся в музыкальных школах, отметили такие их особенности, как хороший ночной сон, дневная активность, нервно-психическая стабильность. Дети имеют лучшие показатели физического развития (рост, вес) среди своих ровесников.
Таким образом, можно предположить, что регулярные упражнения на виолончели укрепляют иммунитет и положительно влияют на гормональный статус, на что косвенно указывают хорошие показатели физического развития.
Случай из практики
У ребенка с 5 до 9 лет стабильно каждый год в холодный период наблюдались сильной и средней степени тяжести случаи ларинготрахеита. Остеопрактическая поддержка давала минимальные улучшения.
В 9 лет ребенок начал регулярно заниматься на виолончели (посещать музыкальную школу), и случаев ларинготрахеита со времени начала занятий не наблюдается, другие же ОРВИ случаются реже, переносятся гораздо легче, а период выздоровления стал короче.
Заключение
Вибрации от музыкальных инструментов, таких как виолончель, действительно могут оказывать влияние на наше физическое и эмоциональное состояние. Различные исследования, часть из которых упомянута в этой работе, показывают, что звук и вибрации могут способствовать общему оздоровлению.
В данной статье преследовалась цель напомнить читателям, что игра на виолончели или других музыкальных инструментах может быть не только творческим процессом, но и способом принести пользу своему здоровью. Воздействие вибраций на организм человека может положительно сказаться на улучшении самочувствия.
Статья обращает внимание на такой важный аспект, как воздействие вибраций музыкальных инструментов на организм. В заключение кажется важным сказать, что целесообразно продолжать изучение этой темы и расширять знания о том, как музыка может быть использована для поддержания здоровья и благополучия.
Дарья Краснова