Автопортрет певца на фоне эпохи: размышления о книге Владимира Байкова «Ускользающая гармония».
Писать о музыке всегда трудно! Выразить в словах, то что великолепно выражается звуками музыкального инструмента или голоса, найти соприкосновение музыкального языка и эмоции, которую он передает, выделить в музыке вечное и то, что определено временем – задача трудновыполнимая как для профессионала-музыковеда, так и для любителя-знатока.
Еще более сложной она становится, когда о музыке говорит сам исполнитель – то, что делается на уровне технического мастерства, внутреннего переживания, ощущения стиля, передачи образа с трудом поддается рефлексии.
Тем не менее, рефлексия становится частью музыкального опыта, исполнителя или слушателя, причем, на мой взгляд, саморефлексия особенно ценна для погружения в великий мир музыки, постижения ее тайн, приобщения к счастью, которое она может дарить.
Мне особенно близок тот путь, по которому пошли автор этой книги, певец Владимир Байков, а так же – вдохновитель и автор книг, посвященных вокальному искусству и вокалистам, искусствовед Ирина Каракозова, поскольку в свое время я тоже прошла путь осмысления своего творчества, что вылилось в ряд книг и других публикаций.
Разница в том, что я занялась осмыслением сценического опыта, уже закончив выступать, в то время как Владимир Байков находится в поре творческого расцвета, и в его книге мы чувствуем дыхание сцены, звук голоса, неповторимое ощущение сцены. Читать эту книгу – увлекательное занятие, но ее значение гораздо больше, чем вовлечь читателя в мир музыки, ее творцов и интерпретаторов.
Книга Владимира Байкова называется «Ускользающая гармония», и это очень точно выражает суть музыки как искусства, разворачивающегося во времени, каждый момент которого сменяется следующим, создавая неповторимое ощущение текучести и в то же время целостности.
Но эта книга выходит за пределы попыток поймать это ускользание звука и зафиксировать его на вечные времена, поскольку она является своего рода автопортретом автора на фоне эпохи, рассказом о культурной атмосфере наших дней, о современниках автора и о великих композиторов прошлого, которых он воспринимает как человек XXI века, о встречах с людьми искусства, о постановках в реальной практике их создания.
Когда студенты будут изучать культуру нашего времени как «историческое прошлое», эта книга будет ценным источником, квинтэссенцией того, чем живет музыкальный мир сегодня, представленным не взглядом стороннего наблюдателя, а «изнутри», человеком, который живет в этом мире, со всеми его сложностями и радостями.
Мир этот, как и вся культура нашего времени, которое недаром называется «постсовременностью», сложен, мозаичен и подчас фрагментарен. Писать о нем как о целостном пространстве невозможно, поскольку целостность былых «больших стилей» ушла в прошлое, а «новая целостность» еще не сформировалась. Отсюда любовь к эссеистике, присущая литературному и исследовательскому дискурсу наших дней, и именно в этом жанре написана книга Владимира Байкова.
Некоторая отрывочность отдельных эпизодов преодолевается, во-первых, той любовью, которая объединяет различные моменты жизни и творчества автора, во-вторых – что немаловажно для читателя – вступлением «От редактора», написанного Ириной Каракозовой. Именно ей принадлежит идея не только этой книги, но и всей серии, посвященной оперным певцам.
В своем предисловии она воссоздала весь контекст создания книги, познакомила читателя и с биографией автора, и с идеей самого издательского проекта. Таким образом, в книге совмещены два взгляда на музыкальное творчество – взгляд исследователя и взгляд самого исполнителя, что дает возможность одновременно окунуться в море музыки и прийти к пониманию ее места в культуре, ее ценности, счастья соприкосновения с ней.
Я знакома с творчеством Владимира Байкова, каждый раз слушала его на концертах с большой радостью – вокал великолепен, стиль поведения достоин великой музыки, которую так любит исполнять певец.
«Творческая свобода при освоении камерного репертуара несравнима ни с чем. Камерный репертуар — это действительно Дар Божий»,
— пишет он в своей книге.
Чему обязан он своему успеху и востребованностью на оперных и концертных сценах в России и за рубежом? Я думаю, дело не столько и не только в великолепном голосе, технике вокала, сценической внешности – на мой взгляд, главное – в полном погружении в мир музыки как собственный жизненный мир, в сочетании эмоционального восприятия и осмысления произведения. Владимир сам сказал об этом в самом начале своей книги:
«По-настоящему счастливым можно быть, только занимаясь творчеством — так, во всяком случае, мне кажется. Музыкальное творчество — это открытие для себя новых музыкальных миров или же постижение уже открытых миров, но на новых уровнях понимания.
Каждое новое или уже знакомое музыкальное произведение снова и снова властно требует вслушивания, переосмысления, непрерывной эмоциональной и интеллектуальной работы. Причём речь идёт не только о произведениях, исполняемых лично тобой, но о музыке вообще».
Этими открытиями певец делится с читателями на протяжении всей книги, в которой гармонично сочетаются авторское видение музыкальных произведений и их творцов, конкретика музыкальной жизни во всех ее противоречиях и размышления о композиторах, дирижерах, певцах, о различных музыкальных жанрах, о театре и кино.
Еще одним важным моментом, касающимся этой книги, стала, на мой взгляд, ее открытость как информационного пространства. Мы живем в эпоху тотальной информатизации культуры, а общение наше все больше смещается в социальные сети.
В этом контексте очень важна информационная открытость автора, который назвал третью часть книги «Мимолетности в сети». Эти «мимолетности» дают возможность понимания творческой жизни, как она происходит «здесь-и-сейчас», расширяет круг слушателей/зрителей, дает возможность взаимодействия, диалога, обсуждения, что так важно для творческого человека.
Надеюсь, что эта книга тоже будет доступна в цифровом формате, и многие любители музыки узнают и замечательного певца Владимира Байкова, погрузятся в его творческий мир и в музыкальный мир наших дней.
Поскольку каждый творческий порыв нуждается в соответствующем оформлении, книга-автобиография тоже должна получить достойную форму, занять свое место в весьма плюралистическом книжном мире сегодняшнего дня.
Этой книге повезло – она стала логическим продолжением книги ««Полета вольное упорство», Владимир Байков о музыке и музыкантах» (2014, 2016 г.г.), который представлял собой своеобразный диалог певца и искусствоведа, Ирины Каракозовой,создателя и автора книг серии «Об оперных певцах с любовью».
Эти книги выходили в течение ряда лет в рамках гранта Программы международного гуманитарного обмена Project Harmony.
Сотрудничество артиста и искусствоведа и сделало возможной эту замечательную книгу, читать которую будет интересно и музыкантам, и тем, кто любит музыку, и тем, которым предстоит ее полюбить!
Доктор философских наук, профессор,
Е. Н. Шапинская,
Миры Орфея