“Канон ре мажор” (из “Канона и жиги ре мажор для трех скрипок и бассо континуо) выдающегося немецкого композитора Иоганна Пахельбеля (1653-1706), хорошо известен, пожалуй, всем без исключения любителям музыки – не только “классической”, но и “любого направления” (рок, фолк, джаз и т.п.).
Wikipedia называет эту маленькую пьесу “a universally recognized cultural item” в статье об И. Пахельбеле.
На странице The “Warped Canon” автор – любитель микротональной музыки (или специалист по ней) – собрал очень большое количество MIDI-исполнений этого Канона в различных настройках и темперациях.
Исторических темпераций там представлено не слишком много – большую часть занимают “современные”, выработанные теоретиками и практиками микротональной (или, как у нас иногда говорят – микрохроматической) музыки.
Далеко не все из многочисленных вариантов заметно отличаются друг от друга – особенно потому, что выбрана вполне “диатоническая” музыка (см. комментарии автора на странице). Но, тем не менее, можно отметить несколько качественно отличающихся друг от друга “блоков”.
Желающие могут, например, сравнить, как звучит канон Пахельбеля в
- “современной” равномерной темперации (вот прямая ссылка на MIDI-файл на той странице: 12-TET);
- классической Аароновой среднетоновой темперации на 1/4 коммы (1/4-comma в разделе Meantone Temperaments);
- “первой истинной темперации” Андреаса Веркмейстера, называемой сейчас Werckmeister III.
При необходимости нужно инициализировать MIDI-секвенсор (см. инструкции в начале упомянутой страницы).
Для любознательных приведу краткое объяснение некоторых приведенных на странице темпераций:
- n-TET – это n-Tone Equal Temperament (т.е. деление октавы на n равных частей; 12-TET – это “обычная” 12-ступенная равномерная темперация).
- p-limit JI, где p – простое число, – это p-limit Just Intonation, т.е., чистая интонация (разомкнутая), все интервалы которой выражаются рациональными дробями, все простые делители числителя и знаменателя не превосходят p). Например, 3-limit JI – это “пифагоров строй” (по чистым квинтам), 5-limit JI – классический квинто-терцовый “чистый строй”).
- Ааронова “1/4 comma-meantone”, среднетоновая, “мезотоническая” – когда все квинты сужаются на четверть синтонной коммы, т.е. чтобы после 4-х таких квинтовых шагов получалась чистая терция (5/4).
Возможно, “чистому” сравнению звучания Канона Пахельбеля в разных темперациях несколько мешает различный выбор MIDI-“инструментов” в разных файлах, но всё равно – тем, кто не слишком большой “слухач” и кому все приведённые выше технические термины кажутся страшноватыми, можно предложить просто сравнить звучание как оно есть, и оценить различие “окрасок”, “температур” настроек (нем. temperatur – темперация).