Не надо считать, что академическая музыка – это исключительно приличные эмоции, хорошие манеры, фраки и бабочки. В ней есть такие глубины и откровения, что надо бы написать на партитуре 18+.
1. Александр Скрябин. Поэма экстаза. 1909 год
При жизни у Скрябина была репутация “эротического” композитора. При этом он был русским символистом, а значит, мистиком, эзотериком и мечтателем. Главной мечтой Скрябина было перемещение несовершенной реальности в некое иное измерение, представляющее собой вечное торжество духа и света (“He was crazy”, – как-то сказал о нём Горовиц).
Этот момент эпохального преображения после долгого и напряжённого стремления и есть экстаз в философском значении этого слова. Но у публики почему-то всегда напрашиваются другие ассоциации… Вот последние три минуты его грандиозной Поэмы экстаза. Этот момент сам композитор сопроводил ремаркой: “И огласилась Вселенная криком торжественным: Я ЕСМЬ!”
2. Морис Равель. Болеро. 1928 год
Эту супер популярную пьесу Равель написал для русской танцовщицы Иды Рубинштейн. Она задумала поставить балетную сцену со стиптизом в портовом кабаке, которая заканчивается всеобщей вакханалией.
Медленно, ритмично, чувственно, с нарастанием и экстатическим воем тромбонов в самом конце.
3. Дмитрий Шостакович. Леди Макбет Мценского уезда. Сцена в спальне Катерины. 1932 год
По действию оперы в спальню к купчихе Катерине обманом проникает работник Сергей, местный ловелас. Формальное сопротивление Катерины заканчивается сценой бурного и грубого секса, практически порнографической, с натуралистическими деталями в конце.
Иосиф Виссарионович Сталин, посетивший однажды спектакль, был шокирован этой музыкой. Он распорядился снять оперу из репертуара всех советских театров.
4. Эрвин Шульгоф. Эротическая соната. 1919 год
Соната, скорее, порнографическая, чем эротическая , и она бьёт все рекорды по эпатажности.
Можно ли назвать её музыкой и,тем более, академической? Вопрос спорный. Но нотная партитура есть, концертная эстрада предполагается, и называется всё это вполне академически – соната. Правда, вместо инструментальной группы на сцене – тазик c водой для интимной гигиены и ночной горшок. Всё это используется по назначению.
Шульгоф погиб в концлагере в начале Второй мировой войны. Его соната была исполнена впервые только в 1992 году. С тех пор её исполняет одна героическая голландская актриса и певица: Лус Лука. Спасибо ей за чувство юмора!
Нервных просим удалиться, остальных – надеть наушники, чтобы не шокировать этими звуками окружающих!