C 24 января по 10 февраля 2020 в Москве пройдет первый Зимний международный фестиваль искусств под управлением Юрия Башмета.
Первый Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Москве
12 концертов на 8 столичных площадках, звезды классической музыки, балета, кино и театра, мировые премьеры и то лучшее, что уже было представлено на фестивалях в других городах — об этом и многом другом Юрий Башмет и Дмитрий Гринченко рассказали на пресс-конференции накануне фестиваля.
13 лет существует Зимний фестиваль искусств в Сочи, 12 лет — в Ярославле. Впервые Зимний фестиваль искусств будет проходить в Москве. Прежде всего прессу интересует, какие принципиальные различия между столичным и региональными фестивалями.
Дмитрий Гринченко:
«Раньше все спрашивали, почему вы делаете фестиваль в небольшом Сочи, а сейчас, когда мы объявили фестиваль в Москве, люди заволновались — не умрет ли фестиваль в Сочи, зачем вам Москва?
Всё благополучно будет в Сочи, фестиваль в феврале готовим, надеюсь, и дальше эта традиция будет продолжаться.
Столица, учитывая невероятную плотность мероприятий, в том числе и в области классической музыки, пожирает все, что происходит.
Да, вы знаете, что всемирно известными становятся фестивали, которые проходят в каких-то знаковых местах, часто в небольших городах — как Зальцбургский, например, — и в этом отношении фестиваль в Сочи уже приобрел мировую известность. Но мы решили все же собрать весь наш опыт, накопленный в Сочи, Ярославле и на дальнем Востоке, и реализовать его в Москве».
Юрий Башмет:
«На первом фестивале в Москве программа очень насыщенная, очень плотная. Изначально не хотелось замыкаться на одной площадке, потому что кто-то любит ходить в зал Чайковского, кто-то в “Зарядье”, кто-то в консерваторию, в Дом музыки — у каждой площадки всё-таки есть свои зрители.
Фестиваль будет проходить в совершенно разных местах и это одно из главных отличий. В Сочи у фестиваля есть свой конкретный адрес — это преимущественно Зимний театр».
Дмитрий Гринченко:
«Также мы в Москве решили запустить программу мастер-классов. Раньше региональный образовательный центр Юрия Башмета и академии функционировали за рамками столицы нашей родины, в этом году они пройдут в Москве, в том числе мастер-классы самого маэстро».
Юрий Башмет:
«Идея проводить фестивали в Москве всегда была, просто сейчас мы поняли, что пришло время. В своём городе, в любимом городе показать то, что знает вся страна.
Из сочинского фестиваля много что покажем — спектакль „Не покидай свою планету“ (он в Сочи родился и там мы этим спектаклем открываем каждый наш фестиваль). Там очень много что родилось: юношеский оркестр, например, и конкурс композиторов».
В программе фестиваля уже знакомые многим спектакли: «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским, опера «Евгений Онегин» и музыкально-драматическая постановка «Фантастическая Кармен» в авторской версии маэстро Башмета, спектакль «Ван Гог. Письма к брату» с Евгением Мироновым.
Будут и программы, которые еще ни разу не показывали в регионах. Так 30 января в «Зарядье» в исполнении камерного оркестра «Солисты Москвы» прозвучат шесть Бранденбургских концертов Баха, а 3 февраля в Концертном зале имени Чайковского будет представлена этническая опера кинокомпозитора Армана Амара «Лейла и Маджнун», написанная на арабском языке.
Традиционно на фестивале искусств Юрия Башмета — несколько премьер. В этом году это будут произведения Helios для ударных инструментов и симфонического оркестра Валерия Воронова и «Мираж» для альта и симфонического оркестра Кузьмы Бодрова.
Кроме того, 7 февраля в Филармонии-2 в исполнении сразу трех хоров прозвучит опера «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» Александра Чайковского.
Юрий Башмет:
«Любая премьера — это риск. Мы заказываем и не знаем, это будет шедевр или что-то проходное, но мы берём обязательство перед композитором, что мы это исполним. А дальше уже жизнь покажет будет ли это произведение жить и сколько лет».
Особое внимание уделят на Фестивале искусств в Москве современной музыке и композиторам. 26 января в Башмет-центре выступят лауреаты всех конкурсов композиторов, которые пять лет проходили в Сочи.
Дмитрий Гринченко:
«Чего мы не делали ни разу в других городах — мы решили сделать такой срез современной музыки в Башмет-центре.
Это будет камерное, но очень необычное мероприятие, потому что победители очень разные и сама система написания музыки у каждого индивидуальная».
Юрий Башмет:
«У нас не было композиторского конкурса в стране серьёзного, а это нужно, чтобы понимать чем дышит другое поколение. О чём они думают, какой у них музыкальный язык, что они хотят сказать.
Именно композиторы развивают не только музыку, но и сами инструменты — Мстислав Ростропович, например, рассказывал, что придумал новую модель смычка и шпиля, чтобы облегчить свой труд при исполнении некоторых произведений.
И мне интересно все, что в современной музыке делается. В прошлом году в Сочи у нас была мировая премьера композиции, сочиненная нейросетью (потом мы в Москве ее повторили), в Ярославле — экспериментировали со спектральной музыкой.
Нейросеть «Яндекса» стала соавтором пьесы для альта с оркестром
Это все очень любопытно, однако, я сильно сомневаюсь, что история музыки будет связано с этими направлениями. В любом случае музыке нужен человек, нужна душа.
Даже в том исполнении музыки Яндекса. Она, конечно, симпатичная, но всё равно композитор (Кузьма Бодров — прим. ред.) взял эти формулы, которые выдала нейросеть, написал оркестровку, а потом такие же живые люди это исполнили. Поэтому это не цифровая история в чистом виде. При этом мы знаем, что ещё ни один чемпион мира по шахматам не победил компьютер, так что неизвестно, куда еще нас все это приведет.
Мы постоянно пытаемся найти, нащупать новое, но на самом деле мы просто ждем нового Прокофьева, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова».
Открытие фестиваля пройдет на сцене Зарядья 24 января в день рождения Юрия Башмета. Отмечать этот праздник на сцене — давняя традиция.
Юрий Башмет:
«Для меня существует два праздника: это день рождения и Новый год. Один раз я не оказался на сцене в день рождения, и мне было просто плохо от этого. Пропало ощущение жизни, потому что грань между сценой и жизнью вне сцены давно стёрта. Если представить себе все количество концертов, что я сыграл, то это и есть основная жизнь.
То же самое с Новым годом — каждый год 31 декабря мы с друзьями делаем концерт в консерватории. Так сложилось, что всегда в Новый год и в день рождения я на сцене, и желательно дома, то есть в Москве».
Как всегда подчеркивается, что формат мероприятий фестиваля подразумевает синтез искусств. Например, музыкально-драматическая постановка «Фантастическая Кармен» в сценической версии Юрия Башмета сочетает в себе литературное, симфоническое и оперное воплощение новеллы Мериме «Кармен» и одноименной оперы Бизе.
Смешение жанров отвечает потребностям нынешнего поколения и его способам восприятия.
Юрий Башмет:
«В “Фантастической Кармен” одновременно играют и оперная певица, и прима-балерина Большого театра, и драматическая актриса. Но нам и этого показалось мало, мы еще пригласили рассказчика.
Вы понимаете, у современного поколения сейчас другие скорости. Сейчас заставить ребёнка пять часов сидеть в театре и слушать оперу — это значит, что он больше никогда в жизни сюда по доброй воле не придет. Ну или придёт один из тысячи. И поэтому благодаря многожанровости, благодаря рассказчику, мы экономим время.
“Не покидай свою планету” идёт примерно 1 час 20 минут, “Онегин” — не больше по времени. Это все ради зрителя, ведь вроде и Пушкин наше всё, а многие молодые люди толком не знают не то что сюжет “Кармен”, но и “Евгения Онегина” — кто за кем ухаживал, кто кого убил, кого любил.
История выстроена так, что мы задействуем и главные сцены, и оперные хиты, и просидев в театре полтора часа, человек уходит обогащенным.
Да, с точки зрения классической оперы это неправильно, да я и сам не до конца с этим согласен, но слушать оперу пять часов, да даже три часа для неподготовленного слушателя сложно. А если ему понравится — он потом и оригинал посмотрит».
Первый Зимний фестиваль искусств пройдет в Москве с 24 января по 10 февраля.
Дженнет Арльт