Премьера первой оперы композитора Давида Тухманова, автора легендарной песни “День Победы”, пройдет 25 и 26 ноября в Государственном кремлевском дворце.
Постановку осуществила “Геликон-опера” после того, как Большой театр отверг сочинение Тухманова как недостаточно сложное.
Давид Тухманов называет свою «Царицу» «открытой оперой». Его, в отличие от коллег, не интересует сложная для восприятия современная атональная музыка. Он написал свою оперу мелодичным и понятным зрителям языком: в ней есть танцевальные и развлекательные номера.
В общем, «Царица» доставит удовольствие не только знатокам-меломанам, но и тем, кто побаивался ходить в оперу, считая ее развлечением исключительно интеллектуальным.
И все же несмотря на то, что музыка, сочиненная Тухмановым, понятна и мелодична, как хиты из популярных мюзиклов, «Царица» – не мюзикл, а именно опера. С хором, симфоническим оркестром и сложными вокальными партиями, которые могут спеть только оперные солисты.
Опера-жизнеописание
Опера рассказывает о трех периодах жизни Екатерины II, которая родилась немецкой княжной Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской, а стала супругой наследника российского престола и затем императрицей. Екатерина процарствовала в России больше 30 лет, с 1762-го по 1796 год, и это время называют Золотым веком российской истории.
В начале оперы она – юная императрица и возлюбленная графа Орлова. Потом – мудрая правительница страны и подруга князя Потемкина. В финале Екатерина – стареющая женщина, и ее фаворит – корнет Платон Зубов цинично использует ее влияние.
Не хватает академизма
Не всякий оперный театр возьмется за постановку такого произведения. Один из организаторов проекта Лев Лещенко приходил с «Царицей» в Большой театр и другие оперные дома. Но там ее не приняли к постановке, музыка Тухманова не вписывалась в рамки оперного «мейнстрима».
На эксперимент решился Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-Опера». «Екатерина умела любить и выбирала талантливых фаворитов, немало сделавших для страны. Ее любовные истории обернулась для России мощным прорывом», – сказал режиссер GZT.RU.
Партию Екатерины в спектакле исполняют три солистки «Геликона»: Мария Максакова, Елена Михаленко и Лариса Костюк. Дирижером-постановщиком оперы стал Константин Чудовский – один из самых молодых и харизматичных дирижеров Москвы.
Историческая достоверность
Дмитрий Бертман вместе с художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой создали яркий, зрелищный спектакль. На сцене будет до мельчайших подробностей воссоздан интерьер Зеркального зала Царскосельского дворца. Художники скопировали даже рисунок расписного потолка и напольных покрытий.
Декорацию освещают около 300 свечей, отражающихся во множестве зеркал. И зрителям наверняка покажется, что они оказались в старинном театре екатерининской поры, когда электрического освещения просто не существовало. Это впечатление еще больше усилят костюмы и старинные парики (в сцене «белого бала» парики артисток тоже будут украшены свечами). Хору за время действия предстоит переодеваться 12 раз.
Но самые роскошные наряды, конечно, будут у Екатерины. Для царицы пошито 11 платьев. Одно из них – парадное – украшено гербами Российской империи. Они сделаны из стразов, которые при свете рампы не отличить от подлинных драгоценных камней.
В финале на сцене появится памятник Екатерине II. Это точная копия скульптуры, возвышающейся перед Александринским театром в Петербурге. По замыслу Давида Тухманова опера длится 3 часа 50 минут, но он немного изменил партитуру для постановки в «Геликоне», так что теперь спектакль идет два с половиной часа.
Трудный размер
В Москве «Царицу» сыграют всего два раза, а потом ее повезут по России. В спектакле массивные декорации, немало народных сцен с большой массовкой, поэтому его и играют не на сцене «Геликона», а в Кремлевском дворце. Впрочем, Дмитрий Бертман надеется, что «Царица» вернется в репертуар его театра, после того как для него будет построено новое здание на Большой Никитской.
Ольга Романцова, “Газета”