29 марта 2020 года ушёл из жизни выдающийся польский композитор Кшиштоф Пендерецкий, один из крупнейших музыкантов XX и XXI веков, великий мастер, чья музыка неизменно обращалась к сердцам слушателей всего мира.
13 ноября в Галерее Нико состоится концерт, посвящённый памяти композитора. Концерт организован Польским культурным центром в Москве и проводится по инициативе известных российских музыкантов в преддверии дня рождения польского маэстро, которому 23 ноября исполнилось бы 87 лет.
Прозвучат Каденция для альта соло (1984), Струнный квартет № 3 «Листки ненаписанного дневника» (2008), Прелюдия для кларнета соло (1987), 3 миниатюры для кларнета и фортепиано (1956) и самое значительное его произведение в жанре камерной музыки – Секстет для кларнета, валторны, скрипки, альта, виолончели и фортепиано (2000).
В концерте примут участие народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, художественный руководитель и главный дирижёр Московского камерного оркестра «Musica Viva», профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского Александр Рудин (виолончель), заслуженный артист России, профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского Евгений Петров (кларнет), доцент Московской консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат международных конкурсов Екатерина Рихтер (фортепиано), лауреаты международных конкурсов Валерий Жаворонков (валторна), Роман Викулов (скрипка), Павел Романенко (альт), струнный квартет «Mathis» в составе: Татьяна Полякова (скрипка), Роман Викулов (скрипка), Екатерина Татаринцева (альт), Лидия Аристова (виолончель).
Пендерецкого однажды спросили, каким путём пойдёт музыка в XXI веке. Он ответил:
«Если бы я знал, я бы непременно им пошёл».
Музыка Пендерецкого при всей сложности и многообразии её выразительных средств всегда была открыта для восприятия и востребована самой широкой аудиторией.
В начале своего творческого пути Пендерецкий получил всемирное признание как один из главных представителей музыкального авангарда, экспериментируя в области современных средств выразительности, применяя всевозможные нетрадиционные способы игры на музыкальных инструментах и необычные вокальные техники, используя звучания и приёмы, оказывающие сильнейшее воздействие на слушателя – но не ради желания поразить чем-то необычным – все приёмы и усложнения музыкального языка были нацелены на передачу идеи, сокровенного смысла музыки.
Знаковое произведение того периода, в полной мере раскрывающее глубочайшую эмоциональную напряжённость языка Пендерецкого, – «Плач памяти жертв Хиросимы» (1960).
В последующие годы музыкальный стиль композитора эволюционировал в сторону большей традиционности, тяготел к неоромантизму, и связано это было, безусловно, с острой внутренней потребностью передавать общечеловеческие, гуманистические и христианские идеи, что роднит Пендерецкого с Густавом Малером, Дмитрием Шостаковичем.
Великое произведение Пендерецкого – «Польский реквием» создавалось в течение нескольких десятилетий и является одним из крупнейших произведений этого жанра, оказывающем необычайное по силе художественное и эмоциональное воздействие.
Есть много разных принципов построения концертной программы – и рациональных, и интуитивных, но особняком среди них стоит концерт-монография – посвящение одному композитору. Такой концерт предполагает исключительную сосредоточенность слушателя, его погружённость в музыку, эмоциональный и духовный отклик. Музыка не каждого композитора с лёгкостью выдержит «испытание» такой программой, гораздо проще составить концерт из произведений разных композиторов: в этом случае разнообразие музыкальных стилей убережёт слушателя от чрезмерного напряжения и утомления.
Но именно музыке Пендерецкого подобный концерт-посвящение подходит как нельзя лучше – она узнаваема и своеобразна, чрезвычайно эмоциональна и человечна, настолько богата образами, что её практически можно «увидеть», и поэтому не просто с честью выдержит «испытание», а именно породит потребность слушать, воспринимать и осознавать себя на протяжении целого концерта, при этом не перегружая слушателя, а напротив, пробуждая всё больший интерес, заставляя задуматься и обогащая.
В своих произведениях Пендерецкий с напряжением и надеждой ищет ответы на главные духовные вопросы человечества, и даже самые трагичные страницы его музыки несут людям свет, очищение и умиротворение.
Великий композитор, который всегда оставался современным.
Екатерина Рихтер