16 декабря 2018 в Малом зале Московской Консерватории переходит экватор уникальный цикл из шести концертов «Все фортепианные сонаты Ф. Шуберта», объявленный и осуществляемый пианистом Сергеем Кузнецовым (весь проект состоит из 6 концертов, декабрьский будет четвертым).
Ловлю себя на мысли, что мне бы очень хотелось, чтобы этот цикл длился, не кончался так быстро, чтобы было как в музыке, у Шуберта: вот мы уже предчувствуем завершение, а композитор, обманывая наши ожидания, повторяет фразу еще и еще, каждый раз чуть иначе и все прекраснее, избегая каданса… не хочет расставаться.
Я не напрасно назвала этот цикл уникальным. В России подобная монографическая программа (все сонаты, включая неоконченные и реконструированные!) никогда не звучала! При том, что интерес русских пианистов к Шуберту был велик: назовем хотя бы таких выдающихся исполнителей, как Владимир Софроницкий, Мария Юдина и Святослав Рихтер, в репертуаре которых избранные сонаты Шуберта (наряду с другими его сочинениями) всегда занимали важное место.
Идея этой программы, потребность, даже творческая необходимость ее осуществления возникла у Сергея Кузнецова как результат его давней любви к музыке великого романтика. Он не раз, в течение многих лет выступал с шубертовскими монографическими программами. В его репертуаре все экспромты, множество отдельных пьес, четырехручная Фантазия фа-минор в собственном переложении для одного фортепиано.
Вспомним и его замечательный концерт 10 лет тому назад (23.01.2008), когда Сергей решился на подвиг: сыграл три последние сонаты Шуберта. И сыграл замечательно! (одну из этих сонат, ля-мажорную, D.959, мы уже слышали в первом концерте этого цикла, а две других – до-минор, D. 959 и си-бемоль мажор, D. 960 – услышим в последнем).
Позволю себе привести несколько слов из моей рецензии на этот давний концерт, которые мне, с не меньшим энтузиазмом, хотелось бы повторить и сегодня.
«С первых же звуков было понятно, что он (Сергей Кузнецов) бесконечно предан музыке вообще, а в данный момент – музыке Шуберта, что он, музыкант ХХI века, погружен в нее, слит с ней воедино. Это слияние и дало ему необычайную внутреннюю свободу, позволившую создать интерпретации совершенно самостоятельные, независимые, не претендующие на соперничество с существующими исполнительскими эталонами, зрелые и абсолютно убедительные».
Кстати об «эталонах» (слово, надо признать, не совсем удачное в данном контексте). Сам Сергей говорит, что ему наиболее близки интерпретации (в шубертовском репертуаре) – помимо старых мастеров, Юдиной и Рихтера, наших современников: Григория Соколова, Раду Лупу и Аркадия Володося.
Коль скоро речь зашла об интерпретациях и интерпретаторах, коротко скажу о том, что меня особенно привлекает в Сергее Кузнецове – исполнителе Шуберта. Прежде всего – и это, пожалуй, главное – редкая естественность, подлинность музицирования, свежесть ощущения. Поразительная чистота, разнообразие красок, тонкость интонирования!
И самое удивительное – чем меньше звуков (а у Шуберта это бывает очень часто), тем музыка звучит особенно выразительно! Все паузы, неожиданные «зависания» наполнены, они звучат, пульсируют. Исполнитель заставляет нас поверить в то, что музыка возникает под его пальцами сию минуту, она пленяет его, удивляет, восхищает, как в первый раз. И нас тоже! И мы думаем: вот он, настоящий, подлинный Шуберт! А мы-то знаем и бесконечно любим и Шнабеля, и Рихтера, и Юдину, и…
Итак, решившись поднять такую махину – все фортепианные сонаты Шуберта!- Сергей Кузнецов понял, что быть только пианистом, день и ночь штудирующим за фортепиано бессмертные творения композитора, одиннадцать из которых остались не законченными! – недостаточно. В этой программе он выступает и как исследователь сохранившихся фрагментов рукописей, имеющихся уже редакций, и как художник- реставратор, который составляет из отдельных фрагментов целое, что-то дополняя и даже дописывая.
Такой сюрприз ожидал нас на предыдущем концерте. Это была соната ми-мажор, D. 459А/349/506, названная «шубертовской «Патетической», которая не указана ни в одном списке сонат Шуберта. Составил ее и завершил медленную часть сам Сергей Кузнецов !
Да! Поистине – захватывающая история. Сергей, с присущим ему чувством юмора, где-то написал:
«Друзья, пристегнитесь, пожалуйста, и не пытайтесь повторить это дома. Нас ждет самый сложный случай музыкального детектива в наследии Шуберта».
И предстоящий концерт 16 декабря тоже готовит нам захватывающие сюрпризы. Прежде всего, естественно: если есть «Патетическая», то почему же не быть и «Аппассионате»? Справедливо?
И она есть. Так названа (естественно, не Шубертом) соната фа минор, D. 625 с Adagio D. 505, завершенная самим Сергеем Кузнецовым.
Ещё в программе концерта есть и одна из самых загадочных, не имеющая определенной структуры соната фа диез минор D. 571, завершённая Мартино Тиримо и дополненная медленной частью D. 604 и скерцо и финалом D. 570. Тоже непростой случай в шубертовском музыкальном детективе.
Любопытно, что, насколько мне известно, эта соната отсутствует в собрании записей «Все сонаты Шуберта», сделанном Рудольфом Кемпфом. А жаль!!!
В этом же концерте прозвучат еще и сонаты ля-мажор D.664 и соната ре-мажор D. 850.
Будем с нетерпением ждать концерта.
Марина Дроздова