На странице основателя фестиваля “Возвращение” Романа Минца появилась публикация с анонсом программ фестиваля в январе 2020 года.
Билеты на концерты фестиваля все еще можно купить в кассах Московской консерватории.
***
В этом году программы довольно трагичные, первая посвящена страдавшим от глухоты композиторам. Нам показалось интересным именно в год Бетховена погрузиться в этот феномен. Но, как всегда, немножко под неожиданным углом: в программе нет сочинений Бетховена, которые и без нас ( в смысле, не без нас вообще, а без фестиваля “Возвращение”) будут звучать в этом году повсеместно.
Вообще, случай Бетховена заслонил собой трагедии других прекрасных композиторов, о которых тоже, как мне кажется, нужно знать.
Всем известны имена Форе или Сметаны, но не все знают, что свои последние сочинения они писали в полной тишине.
Лично для меня открытие – соната Воана-Уильямса – композитора, которого я раньше на дух не переносил. (Кристина Блаумане, привет) В этом же сочинении я слышу много интересного, даже отголоски другого гиганта XX века – Хиндемита, который мне, как известно, особенно близок.
***
В программа “Отцы и дети” тоже получилась очень интересной. Тема взаимоотношений детей и родителей настолько же вечна, глубока и амбивалентна, как и другие темы, волнующие нас с начала времен. Там будет очень много нежной, щемящей, грустной, веселой музыки.
Думаю, что каждый, у кого есть дети или родители, найдет что-то себе близкое в этом концерте.
***
Тема “Фейклор” – попытка посмотреть в то, что же такое народная музыка, а что – не народная, где одна заканчивается, где начинается другая, как они перетекают одна в другую и как в какой-то момент становится невозможным понять, где что.
Вспоминается, возможно и некстати, известная шутка, основанная на переиначивании знаменитой фразы Глинки: “Музыку пишет народ. А мы – композиторы.”
***
Фестиваль “Возвращение” завершится традиционным “Концертом по заявкам”, в котором программу выбирают исполнители.
Роман Минц