Новый просветительский абонемент Московской филармонии «Вещь в себе» раскрывает широкой аудитории загадки современной музыки; каждый концерт посвящен одному сочинению.
19 февраля 2022 года цикл продолжит монументальное произведение Гии Канчели «Стикс» (1999) – реквием памяти друзей, наполненный отсылками к античной мифологии.
За дирижерский пульт встанет художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова Василий Петренко, солист – Сергей Полтавский (альт). С историей, содержанием и внутренним устройством сочинения слушателей познакомит Ярослав Тимофеев.
«Стикс» – может быть, лучшее произведение [Гии Канчели]. Очень глубокое, серьезное, одновременно невероятной простоты. Здесь, как у Шекспира, все есть: красота, драма, глубочайшее понимание и исследование человеческой сущности».
Так высказался о музыке альтист Юрий Башмет – первый исполнитель «Стикса», которому композитор и посвятил сочинение.
Название, отсылающее к мифологической подземной реке между мирами живых и мертвых, предложил скрипач Гидон Кремер – оно как нельзя лучше подошло концепции произведения. Два мира «Стикса» – хор и оркестр, проводником между которыми выступает солирующий альт.
«Это голос утешения, вносящий согласие, мир и гармонию»,
– поясняет композитор.
Гия Канчели: «Отрицательные отзывы меня всегда интересуют больше, чем положительные»
Метафора царства теней не случайна: реквием отдает дань памяти ушедших друзей Канчели – Альфреда Шнитке и Авета Тертеряна. Текст намеренно выбран свободный, неканонический: благозвучные грузинские слова и слоги, названия храмов и местностей Грузии, народных песен и духовных гимнов, а также отрывок из «Зимней сказки» Шекспира, произносимый аллегорическим персонажем Время.
В музыке тесно переплетаются религиозные напевы, грузинские гимны, отсылки к opera seria, лирике романсов – и даже отголоски рок-композиций и цитаты из киномузыки.
Солирующую партию исполнит Сергей Полтавский. Альтист принимал участие в фестивалях «Другое пространство», «Декабрьские вечера», «Возвращение», Vivacello, Дягилевском фестивале в Перми, фестивалях Владимира Мартынова, Софии Губайдулиной, Элисо Вирсаладзе (Курган), на о. Кюрессааре (Эстония), «Рурская триеннале» (Германия), «Дни музыки» в Херцег-Нови (Черногория), «Нови-Садское музыкальное лето» (Сербия) и других.
С 2015 года под художественным руководством Сергея Полтавского в Москве проходит ежегодный фестиваль альтернативной альтовой музыки Viola is my life. Круг интересов музыканта очень широк: от барочной музыки, исполняемой на виоль д’амур, до сочинений наших современников, представленных в сотрудничестве с такими коллективами, как Bang on a Can, N’caged, «Академия старинной музыки», Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), группа «4’33» Алексея Айги.
В 2017 году фирмой «Мелодия» был выпущен диск «Низкие струнные», записанный Сергеем Полтавским с Евгением Румянцевым (виолончель) и Григорием Кротенко (контрабас). С 2018 года – преподаватель Московской консерватории.
Василий Петренко – главный дирижер Молодежного оркестра Евросоюза (с 2015 года) и Королевского филармонического оркестра в Лондоне (с 2021 года). С сентября 2021 года – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова.
Главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра (2004–2007), Национального молодежного оркестра Великобритании (2009–2013), Филармонического оркестра Осло (2013–2020), Королевского филармонического оркестра Ливерпуля (2006–2021, с 2021 года – дирижер-лауреат).
Василий Петренко: “В работе с оркестром я не терплю трех вещей – равнодушия, хамства и алкоголизма”
В 2007 году Василий Петренко получил награду журнала Gramophone как «Лучший молодой артист года», в 2017-м ему вновь вручили эту премию – в категории «Артист года». В 2010 году был назван «Артистом года» на церемонии вручения премии Classical Brit Awards. Василий Петренко стал вторым в истории человеком, которому присудили почетную докторскую степень сразу два ливерпульских вуза – Ливерпульский университет и Ливерпульский университет Хоуп. Музыкант удостоен также звания Почетного члена Университета Джона Мура и звания «Почетный гражданин Ливерпуля».
Ярослав Тимофеев – музыковед, кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Музыкальная академия», лектор и ведущий концертов Московской филармонии. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования».
Ярослав Тимофеев: “Классическая музыка конструирует время по собственным законам”
Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015). В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта.
С 2010 года Ярослав Тимофеев работает в Московской филармонии, с сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки».
Пресс-служба Московской филармонии