Известный режиссер Андрей Кончаловский собирается ставить оперу по “Преступлению и наказанию” Достоевского. Об этом он сам сообщил в среду в интервью РИА Новости.
“Идея создать оперу по “Преступлению и наказанию” возникла уже более 25 лет назад. Создать такую оперу по произведению, которое само по себе похоже на кошмарные сноведения, безумно сложно. Роман должен быть максимально упрощен и сокращен”,
– рассказал Кончаловский.
“Собственно говоря, это должен быть Достоевский в форме оперы, а это значит – сгусток Достоевского. От него в опере остались только философия и истерика – две вещи, которые в произведениях этого писателя есть всегда”,
– объяснил режиссер.
“Я долго уговаривал композитора Эдуарда Артемьева взяться за написание этой оперы. Он боялся, долго отказывался, но в конце концов я просто заставил его. И вот сейчас работа завершена – итогом ее стал компакт-диск оперы Артемьева “Преступление и наказание”, который записан на студии “Мосфильма” профессиональными актерами музыкального театра и рок-музыкантами”,
– сообщил Кончаловский.
По его словам, оперное “Преступление и наказание” сочетает в себе элементы городского романса, серьезной классической музыки и рока. “Такой получился музыкальный коллаж”, – объяснил режиссер.
Компакт-диск будет представлен публике 28 октября в Центральном доме литераторов.
Продолжая разговор об опере, Кончаловский сообщил, что в ближайшее время собирается воссоздать свою постановку “Войны и мира” Прокофьева на сцене одного из главных оперных театров мира – Метрополитен-Опера в Нью-Йорке.
“Это будет та же версия “Войны и мира”, что шла в театрах “Ла Скала”, “Ковент-Гарден” и в мадридском театре. Старая версия, которая меня вполне устраивает и которую я не хочу менять”,
– сказал режиссер.
На вопрос, хорошо ли, что сегодня в оперу пришли режиссеры драматических театров и кинорежиссеры, которые не имеют серьезного музыкального образования – Фокин, Сокуров, Някрошюс, – закончивший Консерваторию Кончаловский ответил:
“Есть замечательные режиссеры, которые не умеют читать партитуру – например, Стрелер. Но он был великим театральным постановщиком, замечательным актером и гениальным оперным режиссером. Или Дзеффирелли – он вообще художник, а не музыкант, а какие оперные спектакли он поставил.
Так что здесь главное – не в знании нотной грамоты и умении читать партитуру. Главное – в умении ставить оперу. Это особый талант – талант большого жеста. Трудно ставить оперу режиссерам, работающим в миниформах, например, Питеру Бруку.
Он создал свою версию “Кармен”, и это замечательно, но это не опера. Опера – это голос, это своеобразный спорт, это как прыжки в высоту: сможешь прыгнуть на 2 метра 20 сантиметров, тогда давай. А не сможешь, значит, занимайся чем-нибудь другим”,
– заключил Кончаловский.
Он признался, что его собственные планы на будущее связаны не только с оперой.
“Я очень хочу поставить чеховского “Дядю Ваню” в России или в Лондоне, но это будет совсем непохоже на то, что было в моем фильме. Это будет совсем по-другому: время другое, я другой”.
“Дядю Ваню” с Сергеем Бондарчуком, Владимиром Зельдиным, Ириной Купченко, Иннокентием Смоктуновским и другими выдающимися артистами Кончаловский снял в 1970 году.
Эта картина участвует в ретроспективе фильмов Кончаловского, которая проходит в Москве с 21 по 30 октября в честь 70-летия режиссера и 45-летия его творческой деятельности.