В России концерты-приношения великому маэстро пройдут в мае-июне 2018 года в Калининграде (25 мая), Москве (28 мая), Нижнем Новгороде (31 мая), Волгограде (4 июня) и Новосибирске (9 июня).
В Москве концерт состоится в рамках фестиваля «Черешневый лес» 28 мая в 22.30 в Большом зале консерватории.
В программе «Леонард Бернстайн-100!» участвуют американские музыканты Доминик Армстронг (тенор), Луис Ороско (баритон), Эшли Эмерсон (сопрано) и дирижер Марк Мандарано.
Вместе с земляками грандиозного Леонардо на столичной сцене выступит один из лучших российских оркестров – Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова.
Бернстайн-композитор предстанет во всем его многогранном, иной раз парадоксальном, но неизменно жизнелюбивом творчестве. Прозвучат фрагменты из «Вестсайдской истории», оперетты «Кандид», мюзиклов «Увольнение в город» и «Чудесный город», симфонии «Кадиш», посвященной Джону Кеннеди, «Мессы», где религиозные песнопения соседствуют с атмосферой бродвейских шоу.
Весь мир в первую очередь помнит Бернстайна как автора вечной «Вестсайдской истории». Америка же обожала и обожает божественного Леонарда как выдающегося классического дирижера, яркого популяризатора музыки, неординарного педагога. Ну и, конечно, композитора.
Композитор Бернстайн – символ и квинтэссенция заокеанского общества с его внутренним лозунгом «все жанры, кроме скучного», с его завидным умением не делить искусство на низшее и высшее. Бернстайн писал оперетты, мюзиклы, симфонии, псалмы и бродвейские песенки, оперы, балеты и джазовые композиции.
Сама биография Бернстайна выглядит, как банальный голливудский сценарий. Сын еврейского эмигранта-лавочника из Ровно, вундеркинд с абсолютным слухом. Изучал композицию в Гарвардском университете.
По легенде, юный Леонард, когда учился дирижерскому искусству в Кёртисовском институте музыки у Фрица Рейнера, стал единственным за всю историю студентом, получившим от профессора пятерку. А Рейнер иезуитски гонял будущих дирижеров – к примеру, мог спросить: “Ну, а какие ноты в только что прослушанной записи исполнял третий гобой?” Бернстайн знал ответ всегда.
Уникальный молодой человек попадает в недавно созданный Нью-Йоркский филармонический оркестр ассистентом дирижера. Но… Вот тут большое но. Бернстайну 25 лет. Уже. В профессиональных кругах его фантастические технические способности довольно известны. Однако никто не собирается доверять ему дирижерскую палочку, никто всерьез не воспринимает его композиторские экзерсисы.
И вдруг Золушка и Смешная девчонка в одном флаконе получает шанс оторваться от перебирания своей нотной фасоли. 1943 год. У Нью-Йоркского филармонического оркестра концерт, который должен транслироваться по радио на всю Америку. Да что там Америку – на весь мир. Неожиданно заболевает знаменитый дирижер Бруно Вальтер, дирижер оркестра Артур Родзинский был за городом и не успевал вернуться к концерту…
От безысходности пульт доверили малоизвестному ассистенту. Радио тогда слушали все. Утром неизвестный ассистент превратился в знаменитого Леонарда Бернстайна.
Кто не знает Леонарда Бернстайна? Все без ума от Бернстайна. Он 10 лет руководит Нью-Йоркским филармоническим оркестром, сделав его главным оркестром США.
Он мотается с музыкантами по военным дорогам молодого Израиля. Он – одно из главных действующих лиц в концерте по случаю инаугурации Джона Кеннеди, а спустя восемь лет именно Бернстайн организует музыкальное сопровождение похорон молодого 35-го президента США.
Бернстайн играет в Москве перед великим Дмитрием Шостаковичем его Пятую симфонию. Именно американец Бернстайн в 1989 году дирижирует оркестром по случаю определяющего европейского события – падения Берлинской стены.
Он дружил с Сергеем Кусевицким и Артуро Тосканини, Клаудио Аббадо и Джорджем Шолти. Его поклонница великолепная актриса Бетт Дэвис писала ему:
«Ничто в мире так не обнадёживает, как суперталант в человеке, – он, единственный, дает уверенность в том, что существование мира имеет смысл».
Да, Бернстайна любят женщины. И мужчины… И эта деталь в тогдашних, еще пуританских, США могла бы если не погубить, то очень осложнить жизнь. Но не Бернстайну. Его энергия, обаятельная всеядность только еще больше возбуждают публику.
Слышатся голоса, в том числе от друга и учителя Кусевицкого, – Бернстайн себя разбазаривает на ерунду, на танцульки-опереттки.
А он записывает все симфонии Бетховена, Малера, Чайковского, проводит серию из 53 телепередач-концертов для молодежи «Young People’s Concerts» и удостаивается премии Грэмми как выдающийся пропагандист классической музыки.
А 26 сентября 1957 года в бродвейском Winter Garden Theatre происходит премьера «Вестсайдской истории». Три премии «Тони». В 1961 году выходит одноименный фильм. 10 «Оскаров» из 11 номинаций! Сколько же всего раз на подмостках мира была поставлена «Вестсайдская история» пока никому не удалось подсчитать.
Последний раз Леонард Бернстайн дирижировал 19 августа 1990 года в Тэнглвуде Бостонским симфоническим оркестром. При исполнении Седьмой симфонии Бетховена у маэстро начался тяжелейший кашель.
Скончался Бернстайн через два месяца – 14 октября. Похоронен на кладбище Грин-Вуд в Нью-Йорке, как завещал – рядом с женой и с партитурой Пятой симфонии Малера у сердца.
Вита Смелякова