5 марта 1942 на сцене Куйбышевского оперного театра состоялась мировая премьера одного из самых выдающихся сочинений XX столетия — Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича.
Симфонию исполнил оркестр находившегося в эвакуации в Куйбышеве Большого театра СССР.
За пультом был главный дирижер театра Самуил Самосуд. Шостакович, также находившийся в это время в Куйбышеве, закончил начатое в Ленинграде сочинение симфонии 27 декабря 1941 года.
Сегодня об этом историческом событии известно буквально всё. Восстановлены и описаны, кажется, мельчайшие подробности пребывания Большого театра и Дмитрия Шостаковича в Куйбышеве, а также процесса подготовки, репетиций и самого исполнения симфонии, которое состоялось 5 марта 1942 года и транслировалось всеми радиостанциями Советского Союза.
Однако так было не всегда. В Самаре интерес к истории создания и к первому исполнению Седьмой симфонии по-настоящему всколыхнулся лишь в начале 2000-х годов, когда стала по-новому осознаваться значимость того, что в годы Великой Отечественной войны город Куйбышев являлся запасной столицей страны, и когда с особой торжественностью стали праздноваться юбилеи Великой Победы.
К тому же 25 сентября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича и по решению ЮНЕСКО 2006 год во всем мире отмечался как Год Шостаковича.
У пишущего эти строки свое, сугубо личное отношение к страницам жизни и творчества Шостаковича, которые связаны с Куйбышевом, и с куйбышевской эпопеей его Седьмой симфонии.
Со всем этим мне довелось соприкоснуться еще в середине 1980-х годов. В фондах музея Большого театра СССР мое внимание привлекла старая фотография.
Дело не столько в широкой известности большинства запечатленных на фотографии людей, сколько в лаконичной подписи: «Куйбышев, 1942 год».
Вглядевшись внимательно в снимок, без труда узнал массивные, обитые темно-коричневой кожей кресла зрительного зала Куйбышевского оперного театра, какими они были до капитального ремонта театра 1970-х годов.
На переднем плане фотографии в кресле первого ряда центрального амфитеатра — Дмитрий Шостакович. Слева от него — солистка оркестра Большого театра арфистка Вера Дулова, рядом с ней — пианист Лев Оборин. А непосредственно за ними, во втором и третьем рядах амфитеатра, — солисты Большого театра Марк Рейзен и Иван Козловский.
Снимок темный, в зале погашены люстры. Лица освещены лишь слабым светом, отраженным от сцены, куда устремлены взгляды всех сидящих.
Мне захотелось разыскать и другие документы, относящиеся к тому же периоду. Помогли теплые дружеские отношения с тогдашним директором музея Большого театра Валерием Зарубиным.
Вскоре в моем распоряжении оказались не только экземпляр так заинтересовавшей меня фотографии, но и дюжина исторических кадров черно-белой фотопленки с запечатленными на них картинами трудовых будней коллектива Большого театра в военном Куйбышеве и с уникальными свидетельствами репетиционного процесса и премьерного исполнения Седьмой симфонии 5 марта 1942 года.
Снимок, о котором шла речь в начале материала, сделан в конце февраля 1942 года. Он переносит нас на одну из последних репетиций Седьмой симфонии.
Не случайно на фотографии рядом с Шостаковичем Дулова и Оборин. Именно они были самыми первыми слушателями и участниками «домашней» премьеры симфонии, которая состоялась в последние дни декабря 1941 года в квартире Дуловой.
Через много лет Вера Георгиевна вспоминала, что Шостакович и Оборин играли в четыре руки на взятом напрокат пианино по только что завершенной партитуре. На звуки музыки из квартиры по соседству пришел главный дирижер Большого театра Самуил Самосуд. Впечатление от музыки было потрясающее.
Самосуд решил немедленно начать оркестровые репетиции. Однако для их организации пришлось преодолеть немало трудностей. Достаточно сказать, что не было нотной бумаги. Ее прислали специальным рейсом из Москвы. Музыканты оркестра Большого театра сами расписывали свои партии.
На репетиции шли, как на праздник. Поначалу они проходили в фойе амфитеатра Дворца культуры имени В. Куйбышева — помещении местного оперного театра, которое было предоставлено столичной труппе.
Одна из таких репетиций запечатлена на фото:
Интерьер фойе не изменился до наших дней. Те же массивные, декорированные под мрамор колонны, те же ограждения выходящего сюда балкона. Слева — дверь в зрительный зал.
Вот фотография зала Куйбышевского оперного театра во время первого исполнения симфонии 5 марта 1942 года:
Вот фрагмент текста, написанного Шостаковичем для программки к премьере симфонии:
«Свою Седьмую симфонию я написал быстро. Начал над ней работать в конце июля 1941 года и в декабре уже закончил. Это программное сочинение, навеянное грозными событиями 1941 года. Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас.
Есть такое крылатое выражение: “Когда грохочут пушки, тогда молчат музы”. Это выражение справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. Это грохочут пушки тьмы, насилия, зла. Мы же воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством…
И когда грохочут наши пушки, поднимают свой могучий голос наши музы. Никогда и никому не удастся выбить перо из наших рук. С волнением и радостью я вспоминаю весь процесс работы над этим сочинением и счастлив, что мне удалось завершить его.
С чувством огромной, ни с чем не сравнимой признательности к замечательным артистам оркестра Большого театра и к его руководителю дирижеру Самосуду, которые с таким вниманием и заботой работали над симфонией и придали ей живое звучание, я заканчиваю эти краткие строки».
Короткие, но на всю жизнь оставшиеся в памяти впечатления о первом исполнении Седьмой симфонии, которые мне посчастливилось услышать из уст нескольких известных деятелей культуры.
Родион Щедрин, композитор, народный артист СССР:
«Куйбышев-Самара — это мое военное детство. С городом связано немало, в том числе и не самых радостных воспоминаний. Когда в городе было организовано отделение Союза композиторов во главе с Шостаковичем, мой отец, демобилизованный из армии, стал его секретарем-помощником.
Мама работала дежурной по артистическим комнатам в оперном театре, куда ее устроил Шостакович. Она брала меня на спектакли Большого театра. Помню, как, пристроившись на ступеньке, слушал первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича…»
Владлен Давыдов, актер МХТ имени А. Чехова, народный артист России:
«До войны в Москве слышал всего несколько опер в Большом театре, а в Куйбышеве посетил почти все его спектакли, увидел большой балет. Не забыть Седьмую симфонию в исполнении оркестра Большого театра под управлением Мелик-Пашаева (второе исполнение симфонии, которое состоялось 21 декабря 1942 года) — впечатление было потрясающее».
Ева Цветова, старейший музыковед Куйбышевской филармонии:
«Переполненный, ярко освещенный в трудный и голодный 1942 год зал оперного театра, грандиозный успех симфонии, слезы на глазах слушателей, получасовая овация, которой все стоя приветствовали исполнителей и композитора. И сам Шостакович — угловатый очкарик, смущенно выходивший на поклоны. Для меня всё это – как будто было вчера».
22 мая 2004 года на доме № 146 по улице Фрунзе в Самаре была открыта мемориальная доска композитору Дмитрию Шостаковичу, правда, с досадной ошибкой в обозначении года окончания работы над сочинением.
А 25 сентября 2006 года, в день столетнего юбилея композитора, была наконец поставлена точка в длившейся почти десятилетие истории с переименованием отрезка улицы Рабочей от Струковского сада до площади имени Куйбышева, где находится этот дом, в улицу Шостаковича.
За прошедшие годы Седьмая симфония в Самаре звучала неоднократно. Огромное впечатление произвело исполнение симфонии объединенным оркестром филармонии и оперного театра под управлением Геннадия Проваторова в 1975 году к 30-летию Победы.
В мае 2005 года, в дни празднования 60-летия Победы, Седьмую симфонию исполнил оркестр приезжавшего на благодарственные гастроли в Самару Большого театра. За пультом был главный дирижер театра Александр Ведерников.
Оба эти концерта, как и мировая премьера сочинения, прошли в зале оперного театра — Дворца культуры имени В. Куйбышева.
28 апреля 2015 года в обновленном после капитального ремонта зале Самарского оперного театра Седьмая симфония Шостаковича прозвучала вновь. В концерте XIV Московского пасхального фестиваля ее исполнил симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Это исполнение маэстро посвятил 70-летию Великой Победы.
В интервью по окончании концерта Валерий Гергиев в частности отметил:
«Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имела громадный мировой резонанс. Она показала всему миру, что страну, где родилась такая музыка, невозможно ни захватить, ни завоевать, ни, тем более, уничтожить. Наше сегодняшнее исполнение транслировалось на все континенты.
Кто, как не мы, петербуржцы, любим свой город и ценим героический подвиг обессиленных блокадой ленинградских музыкантов, сыгравших под управлением Карла Ильича Элиасберга Седьмую симфонию в Ленинграде в августе 1942 года. Но премьера этой симфонии, хотя она и называется “Ленинградской”, прошла в Куйбышеве».
В год 75-летия мировой премьеры Седьмой симфонии Шостаковича она вновь прозвучала в Самаре. В концерте филармонического абонемента ее исполнил Академический симфонический оркестр Самарской филармонии под управлением Михаила Щербакова.
Валерий Иванов, СПб Музыкальный вестник