Восемьдесят пять лет Алле Евгеньевне Осипенко — уникальной балерине, уникальной женщине, уникальной личности.
Эпитеты самой высокой пробы сопровождают эту танцовщицу, актрису, педагога на протяжении всей жизни. «Созданная для балета», «изумительная лепка ног», «безупречная пластическая форма», «завораживающая холодноватая красота»…
Она действительно завораживала. И в школьные годы, и в годы сценического расцвета, завораживает и сейчас. Как будто оказалась настоящей Хозяйкой Медной горы, владеющей тайнами колдовства от искусства. И владеющей правом миловать или наказывать по своему усмотрению. Вернее, по мере дара, который человек осмеливается проявлять.
Её жизнь — полная драматических коллизий и неожиданных поворотов — оказалась бы по зубам не каждому.
«Пока лишь талант распоряжался её участью, Осипенко была счастлива…»,
— эти слова верного летописца балерины Натальи Зозулиной. Но помимо таланта на жизненной сцене играет и множество других сил. А Осипенко подстраиваться под них не считает нужным. И самим фактом своего существования взламывает традиции, играет против правил, ставит вопросы, на которые нет ответов.
Уйти из зоны бытового благополучия будучи балетной пенсионеркой (из Кировского театра в 1971 году) — это безумие или жажда настоящей артистической жизни? Пускай чудовищно необустроенной…
Такие фантастические физические данные — это награда или обуза, мешающая преодолевать технические трудности? Балетная педагогика и сейчас не всегда даёт на это внятный ответ.
Настойчивый поиск постоянного партнёра, с которым только и возможен на сцене истинный диалог, — это настоятельная необходимость творчества или каприз примы? Ведь работу театральной машины, где важнее всего общее дело, ещё никто не отменял…
И таких вопросов «от Осипенко» очень много. Но самое главное, что она со всей присущей ей искренностью по-прежнему продолжает их задавать. Будоражить. Заставлять нервничать и думать. И мне кажется, что она по-настоящему счастлива. И будет счастлива. Просто потому что распоряжается и владеет своим талантом сама.
Наталья Смирнова-Вербье, protanec.com