17 августа 1939 года родился выдающийся российский композитор Валерий Гаврилин.
Валерий Гаврилин родился в Вологде, и сегодня Вологодская филармония носит его имя.
Одним из наиболее знаменитых произведений Гаврилина является балет «Анюта», до сих пор с огромным успехом идущий на сцене Большого театра. Однако творческое наследие композитора намного шире.
Недавно в Санкт-Петербурге было издано несколько циклов композитора. В сборник вошли хоровые, вокальные и фортепианные произведения. Однако не все из них композитору довелось услышать исполненными.
«При жизни Валерия Александровича была исполнена сюита из балета „Анюта“, а также состоялась премьера третьей редакции его многострадального произведения „Скоморохи“, чему он был очень рад. Это произошло в Большом зале консерватории в 1986 году»
— говорила в интервью вологодскому радио «Премьер» вдова композитора, Наталья Гаврилина.
Многие считают, что Валерий Гаврилин, в отличие от многих своих коллег, все, причитающееся ему, получил при жизни. Звание заслуженного деятеля искусств РСФСР в 40 лет, Народным артистом он стал в 46.
Гаврилин также лауреат многочисленных премий, в том числе высшей награды страны — Государственной премии СССР (1985, за симфоническое действо «Перезвоны»). К тому же, его музыку не запрещали, наоборот, её хвалили крупные, непререкаемые авторитеты.
Творчество Гаврилина неразрывно связано с эпохой, в которую он жил и, вероятно, отчасти ограничено ею. Поколение, запечатленное в его музыке, сегодня уже ушло или почти ушло: поколение юных вдов, вырастивших детей, но плохо помнящих своих собственных отцов; будущих мужчин, которых воспитывали женщины — тетки, крестные, старшие сестры, вынесшие на своих плечах тяжесть послевоенных лет; сироты, не знающие ничего о судьбе репрессированных родителей…
Возможно, наследие Гаврилина останется в истории музыки не полностью. Но его лучшие произведения, безусловно, можно назвать гордостью отечественной музыки. Это и балет «Анюта», и «Перезвоны», и замечательный цикл «Военные письма», и целый ряд камерных сочинений.
В девяностые годы музыка Гаврилина почти никого не интересовала и практически не исполнялась. Имя композитора помнили, но о произведениях его забыли. Только в Большом театре продолжал идти его балет “Анюта” в постановке Владимира Васильева.
В начале нового столетия, уже после смерти Валерия Александровича, о нем заговорили снова. Возникло даже что-то вроде «моды» на Гаврилина.
Хочется верить, что имя композитора Валерия Гаврилина не окажется забытым снова. Его музка и он сам более, чем достойн того, чтобы навсегда быть вписанными золотыми буквами в музыкальную историю России.
Валерий Гаврилин верил, что музыка предназначена в первую очередь для массового слушателя, и полагал, что рано или поздно, а может быть — совсем скоро, к публике
«вместо людей в странных, неестественных одеждах, ненатуральными голосами поющих о любви, будут выходить новые Бояны, Кривополеновы. И будет не самопоказ, а лишь излучаемая простыми, безыскусными голосами сила добра и мудрости»
А еще он говорил:
«В музыке, как и в жизни, для приятного, вежливого общения, нужны хорошие интересные рассказчики, пересказчики. Без мировых открытий. Просто открытия мира. Для себя и хорошего человека рядом с тобой».
Детство и юность Валерия Гаврилина
Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года на русском севере в городе Вологде в учительской семье. Его отец, Александр Петрович, возглавлявший отдел народного образования, погиб вскоре после начала войны, а мать, Клавдия Михайловна, преподавала в интернате. В тяжелые годы войны мальчик жил с мамой, в селе Перхурьеве, где она трудилась директором детского дома. Несмотря на тяжелое время, композитор с благодарностью вспоминал тот период: «Я ведь сочиняю и живу только тем, чем напитался в детстве».
В 1950 году в жизни Валерия настали большие перемены — по доносу из-за якобы похищенной ржи была арестована мать, и мальчика с сестрой отправили в детский дом. Он очень переживал по этому поводу и регулярно ездил к ней на свидания. Посещение тюрем оставило глубочайший след в душе подростка.
Благодаря протекции педагогов, юный Валера был записан в музыкальную школу Вологды. Он ярко выделялся на фоне сверстников своим талантом, легко запоминал весь материал, учился с большим воодушевлением и отличался завидным трудолюбием.
Здесь талантливого парня при поддержке его учителя Татьяны Томашевской нашел преподаватель Ленинградской консерватории С. Белоземцев, предложивший юному дарованию переехать в Северную столицу для дальнейшей учебы в школе-десятилетке при консерватории.
Интересно, что мать категорически противилась такому выбору сына и считала, что он должен быть ветеринаром. Однако после уговоров Тимошевской она согласилась отпустить сына на учебу. И здесь Валерий оказался одним из лучших учеников, поэтому по окончании учебного заведения, в 1958 году, был зачислен на композиторский факультет Ленинградской консерватории на курс О. Евпахова.
Начало пути
На третьем курсе Валерий увлекся фольклором и отправился в экспедицию по деревням страны с целью понять особенности русской души, проникнуться атмосферой сельской местности и приобрести материал для работы. К этому времени студент Гаврилин уже много успел сочинить, но именно сейчас, находясь под впечатлением от разоренных деревень и проникнутых тоской женских песен с мечтой о лучшей доле он пришел к выводу о цели собственного творчества. Свою миссию как композитора он видел в синтезе классических музыкальных канонов с бытовой, народной мелодией, в недрах которой скрыты настоящие сокровища поэтической эстетики.
Еще до окончания консерватории были написаны вокальный цикл «Немецкая тетрадь», несколько сонат, симфоническая сюита «Тараканище». Они сразу нашли одобрение в профессиональной среды, и по совету Шостаковича молодой автор поступил в аспирантуру. Работая над дипломным проектом, он пишет знаменитый вокальный цикл «Русская тетрадь», состоящий из 8 песен. В основном это были страдальные сочинения — «Ой, зима, зима моя! Зима морозная», «Что, девчонки, стойте» и другие.
По замыслу Гаврилина, все они должны были исполняться без перерыва, а перестановки или изъятие какого-либо сюжета были недопустимы. «Эти песни — воспоминания на народные тексты», — отмечал композитор. Свое произведение он посвятил обычному ленинградскому мальчику, скончавшемуся от рака. О его судьбе Валерий Александрович узнал со страниц журнала «Юность» и, впечатленный этим, написал цикл о несостоявшейся любви от имени девушки, которая могла проникнуться к нему глубокими чувствами. Исполнение произведения в 1965 году певицей Надеждой Юреневой стало настоящим событием в музыкальной жизни страны. Два года спустя за этот цикл Гаврилина был удостоен премии им. М. Глинки.
Вершины творчества
Отдав всего себя написанию «Русской тетради», Гаврилин уходит в тень и занимается сочинением небольших фортепианных пьес и сюит, а также музыки к спектаклям и кинофильмам (всего у него около полутора десятков киноработ). Только в 1972 году были написаны три крупных произведения — вторая часть «Немецкой тетради», опера «Повесть о скрипаче Ванюше» и музыкальная поэма «Военные письма». Год спустя появился вокальный цикл «Вечерок» и военно-симфонический цикл «Земля». Последний создан на стихи А. Шульгиной, с которой автор много сотрудничал.
Его произведения всегда любили исполнять лучшие вокальные мастера. И не случайно песня «Два брата», за которую Гаврилин удостоился в 1980 году премии Ленинского комсомола, стала настоящим шедевром. То же самое можно сказать и о песне «Скачут ночью кони». Одним из самых значительных произведений оказалась хоровая симфония-действо «Перезвоны», традиции которой уходят к корням колокольной музыки, подкупающей емкой символикой, прошедшей сквозь века. Эта масштабная симфония, где главным действующим лицом выступает хор, стала истинным воплощением духовной жизни целого народа через призму судьбы одного человека.
Валерий Гаврилин написал серию музыкально-сценических опусов. Среди них балеты «Женитьба Бальзаминова», «Дом у дороги», «Подпоручик Романов», а также оперы «Семейный альбом», «Моряк и рябина». В ряде случаев созданию этих произведений предшествовали инструментальные пьесы. Так произошло с балетом «Анюта», построенным на основе фортепианной пьесы «Вальс».
Певец русской души
Творчество Валерия Гаврилина всегда отличали русский колорит и лиризм. Он был одним из первых, кто начал активно объединять бытовой и академический жанры. Стилевые формы и эстетика музыки Гаврилина не оставляют сомнений в приверженности композитора к неоромантизму. Как и другие представители направления, он тяготел к утонченной обработке песенных форм, которые составляли основу камерных произведений и вокально-симфонических поэм.
Сквозной линией в музыке Гаврилина проходит тема женской судьбы и характера, ведь композитора с детства окружали представительницы прекрасного пола. Его творчество неразрывно соединено с чистотой русской души и олицетворяет собой глубокое проникновение в народную культуру. В то же время он не гнушается использовать приемы эстрадной музыки, что позволяло с успехом доносить свои идеи и молодому поколению.
«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души»,
— говорил музыкант. По меткому выражению музыкального критика А. Сохора, Гаврилин создал свой «песенно-симфонический жанр».
Многие его песни заставляют прожить драматическую ситуацию, лежащую в основе сюжета. Тематическая и стилевая направленность «играющих» песен Гаврилина различны. Среди них мы видим примеры социальной сатиры («Скоморохи»), психологической драмы («Пастушка и пастух») и даже сатирической сказочной аллегории («Перезвоны»). Глубокой мелодичностью пронизаны дивертисменты и оркестровые сюиты. В них вокальный талант Валерия Александровича вылился в неповторимый мелодизм, нашедший выражение в утонченной интонации исполнения музыки.
В последние годы жизни Валерий Александрович страдал от болезни сердца. Незадолго до смерти на Вологодчине с большим успехом прошел его авторский концерт, который потом повторился в Петербурге. Он стал символическим венцом замечательной музыкальной карьеры композитора, которого не стало 28 января 1999 года.
Похоронен Валерий Гаврилин на Волховском кладбище Санкт-Петербурга.
ClassicalMusicNews.Ru