Прославленная русская балерина Екатерина Максимова – обладательница огромного числа званий, премий и наград, ее творчество вписано в историю балетного искусства.
Для нее ставили балеты великие хореографы – Касьян Голейзовский, Юрий Григорович, Морис Бежар, Джон Кранко, Леонид Мясин, Ролан Пети.
Карьера Максимовой складывалась успешно с самого начала.
Ее педагогом в хореографическом училище была знаменитая балерина Елизавета Гердт, которая сумела привить талантливой ученице строгий классический стиль, безупречный вкус, артистизм, тонкое восприятие музыки.
Еще студенткой Максимова исполнила партию Маши в балете «Щелкунчик», за которую получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве.
Поступив на службу в Большой театр, сразу же стала исполнять сольные партии: Катерина в «Каменном цветке», Жизель в одноименном балете, принцессы Аврора и Флорина в «Спящей красавице», Одетта–Одиллия в «Лебедином озере», Китри в «Дон Кихоте», Фригия в «Спартаке», Джульетта в «Ромео и Джульетте». Были и фильмы-балеты, и роли в кино – Максимова раскрылась как драматическая актриса.
«Маленький эльф», «маленькая великая женщина», «королева балета», «бэби Большого театра» – как только ни называли миниатюрную балерину в прессе. Но у большинства людей, которые ее знали, она ассоциировалась со словом «нет». Ее так и называли «Мадам НЕТ».
«Все из-за моего характера, моей неуверенности. “Нет” – первое слово, которое я говорю, когда меня хотят заинтересовать новой ролью, идеей, работой. Так было всегда, сколько себя помню. Слава богу, вокруг были люди, которые вселяли в меня уверенность, заставляли что-то делать, поверить в себя, в свои силы. И тогда что-то рождалось»,
– признавалась Максимова.
Неповторимая индивидуальность Максимовой, искренность, глубина чувств, блистательная техника всегда привлекали к ней внимание балетмейстеров и ценителей искусства, критиков и простых зрителей.
«Танец – это жизнь моя. Это выражение эмоций, выражение чувств. Это музыка. В балете есть что-то такое… Словами можно сказать: “Я тебя люблю”. И все это говорят много раз в жизни. Но что-то стоит между строк»,
– говорила балерина.
Хрупкая и изящная Максимова и сильный и атлетичный Васильев были необычайно гармоничной парой. Их звездный дуэт стал символом времени.
«Это чудо, что Бог создал такую пару», – говорили одни. «Это судьба», – подхватывали другие. «Нет, – парирует Владимир Васильев. – Я не верю в судьбу».
Он согласен, среди талантливых людей такое случается не часто. Общее детство в балетной школе, общая карьера, общий успех. И горечь от несправедливости – тоже общая. Когда в Большом театре им указали на дверь, они не растерялись, потому что знали: они вдвоем, и перед ними – весь мир.
«Конечно, мы разные, и все-таки я все время повторяю “мы”. Так говорю, так думаю, это уже в подсознании. О чем бы я ни рассказывала, о чем бы ни вспоминала, всегда звучит “Володя, Володя, Володя…” Когда он уезжает, со мной постоянно что-то происходит. То вдруг горло схватило так, что голос пропал, то плечо выскочило, то надрыв связок на колене, то еще что-то. Володя говорит: “По-моему, ты это специально делаешь, чтобы я не уезжал”»,
– признавалась Максимова.