8 ноября 1887 года родился выдающийся российский и советский композитор Юрий Шапорин.
Будущий композитор появился на свет в городе Глухове Черниговской губернии. Происхождение его очень любопытно. Отец композитора Александр Павлович Шапорин был внебрачным сыном помещика и крепостной крестьянки, родившимся за три года до освобождения крестьян от крепостной зависимости. Незаурядно одаренный, он обладал талантом художника и музыканта, любил и прекрасно исполнял народные песни. Став художником-профессионалом, он дослужился до чина коллежского советника.
Мать Юрия, Марианна Владимировна, происходила из старинной дворянской семьи Туманских, ее дядя Василий Туманский был поэтом и дружил с Пушкиным, который посвятил ему, в частности, следующие строки «Евгения Онегина»:
Одессу звучными стихами
Наш друг Туманский описал,
Но он пристрастными глазами
В то время на нее взирал…
Марианна Владимировна обладала незаурядным музыкальным талантом, унаследованным от матери, родом из Чехии, прекрасной певицы, получившей в свое время приглашение в Ла Скала, но избравшей вместо карьеры певицы семейное счастье. Сама Марианна Владимировна была ученицей Николая Рубинштейна, который высоко ценил ее.
Любительская музыкальная деятельность Шапорина, начавшись еще в Глухове, продолжалась в Киеве и Петрограде. Будущий композитор любил петь в ансамбле, в хоре, пробовал силы в сочинении.
5 августа 1908 года Шапорин подал заявление о приеме в петербургский университет и начал готовиться к поступлению в консерваторию, но не был принят из-за слабого владения фортепиано. Эта неудача, а также невозможность, в связи со сложным материальным положением, брать частные уроки, заставили юношу обратить все свое внимание на университетские занятия. Он изучат все дисциплины юридического факультета и, кроме того, посещал многие лекции историко-филологического университета, благодаря чему вскоре чрезвычайно увлекся русской историей. В дальнейшем это увлечение наложило отпечаток на все его творчество. Разумеется, не только университет занимал его время. Шапорин — завсегдатай оперного театра и симфонических концертов. Он и сам сочиняет, причем довольно много.
В 1911 году Шапорин сделал новую попытку поступить в консерваторию, на этот раз удачную, но был вынужден оставить музыкальные занятия из-за материальных трудностей: заниматься в двух учебных заведениях, одновременно зарабатывая на жизнь, оказалось невозможным. Лишь в 1912 году, блестяще окончив университет, он смог, наконец, посвятить себя занятиям в консерватории. Этому немало способствовал и ее директор Глазунов, оценивший упорного молодого музыканта и выхлопотавший ему стипендию у какого-то мецената.
Шапорин стал учеником профессоров Н. Соколова (специальные теория и гармония, фуга и форма), Н. Черепнина (чтение партитур), М. Штейнберга (инструментовка), А. Кобылянского (фортепиано). Очень способный от природы, он, тем не менее, отставал от своих соучеников, которые, как правило, занимались музыкой достаточно профессионально с самых ранних лет, зато намного превосходил их в общем развитии, знании истории, литературы. Однако и теперь ему не удалось спокойно окончить курс.
Началась Первая мировая война. Первые два года его занятия еще продолжались, но в 1916 году Шапорин был призван в армию. В это время он уже отец семейства: женат на Людмиле Васильевне Яковлевой, работавшей художником в детском театре, сыну Василию было несколько месяцев. В консерваторию Шапорин вернулся в 1917 году, а окончил ее в 1918-м.
На окончание им была написана фортепианная соната. Кроме того, в его творческом портфеле были баллада для голоса с оркестром «Гаральд Свенгольм», фантазия для голоса с оркестром «Кондор» и много более мелких сочинений. Уже в эти первые годы творчества выявляется преимущественное тяготение композитора к вокальным жанрам, а также театральной музыке.
Еще в 1912 году интерес к театру привел его в знаменитый клуб «Бродячая собака», где собирались артисты, поэты, музыканты. Там он познакомился со многими деятелями искусств. Там же возникло и его многолетнее увлечение поэзией Блока. Начало работы Шапорина в театре относится к лету 1918 года, когда он, только окончив консерваторию, связал свою жизнь с Александрийским театром. Он выезжал с частью труппы на гастроли, и в течение последующих лет довольно много времени провел, в частности, в Петрозаводске.
Шапорин писал музыку к спектаклям, преподавал в музыкальной школе, дирижировал симфоническими концертами, выступал с лекциями о музыке, начал работу над камерными вокальными и инструментальными произведениями. К этому же времени относится и возникновение замысла симфонии-кантаты «На поле Куликовом». Сотрудничал Шапорин и с другими театрами Петрограда — Ленинграда. До 1933 года им было музыкально оформлено около 60 спектаклей.
Не оставались без внимания и другие жанры, хотя времени для обращения к ним почти не было. Так, в 1921 году Шапорин написал романсы на стихи Тютчева, в последующие годы появлялись отдельные номера кантаты, а в 1925 году возникла идея создать историческую оперу о декабристах. Алексей Толстой и профессор Ленинградского университета, крупнейший историк П. Щеголев, которому, собственно, и принадлежала идея отметить таким образом столетие восстания декабристов, быстро написали пьесу «Полина Гебль» — о жене декабриста Анненкова.
В качестве либретто пьеса никуда не годилась, так как оба автора не имели представления об особенностях оперного спектакля: не было членения на арии, ансамбли, хоры. Тем не менее, Шапорин, по его воспоминаниям, «понукаемый авторами пьесы и директором Мариинского театра… довольно быстро написал музыку двух картин оперы». А далее работа застопорилась. Пройдет еще немало времени, немало переделок придется внести и в текст либретто, и в музыку, пока, наконец, появится окончательный вариант оперы под названием «Декабристы», в котором Анненкова и его французской жены уже не будет.
В 20-х гг. Шапорин сочиняет также 2 сонаты для фортепиано, Симфонию для оркестра и хора, романсы на стихи Ф. Тютчева, произведения для голоса с оркестром, хоры для армейского ансамбля. Показательна тематика музыкальный материал Симфонии. Это масштабное, монументальное полотно, посвященное теме революции, позиции художника в эпоху исторических катаклизмов. Сочетая песенные темы современности (“Яблочко, Марш Буденного”) с музыкальным языком, близким по стилю русской классике, Шапорин в первом своем крупном произведении ставит проблему соотношения и преемственности идей, образов, музыкального языка.
Плодотворными для композитора оказались 30-е гг., когда были написаны его лучшие романсы, начата работа над оперой “Декабристы”. Высокое мастерство, свойственное Шапорину слияние эпического и лирического начал проявились в одном из лучших его произведений – симфонии-кантате “На поле Куликовом” (на ст. А. Блока, 1939). Композитор избирает темой своего сочинения поворотный момент русской истории, его героическое прошлое и предпосылает кантате 2 эпиграфа из трудов историка В. Ключевского: “Русские, остановив нашествие монголов, спасли европейскую цивилизацию. Русское государство родилось не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле”. Музыка кантаты насыщена жизнью, движением, разнообразием запечатленных человеческих чувств. Симфонические принципы сочетаются здесь с принципами оперной драматургии.
Историко-революционной теме посвящена и единственная опера композитора “Декабристы” (либр. Вс. Рождественского по мотивам А. Н. Толстого, 1953) – произведение крупного масштаба, широкого дыхания, драм эпически яркое. Первые сцены будущей оперы появились уже в 1925 г., – тогда Шапорин представлял себе оперу как произведение лирическое, посвященное судьбе декабриста Анненкова и его возлюбленной Полины Гебль. В результате длительной и напряженной работы над либретто, неоднократных обсуждений его историками и музыкантами лирическая тема была отодвинута на второй план, и основными стали героико-драматические и народно-патриотические мотивы.
В 1932 году композитора постигла тяжкая утрата: умерла единственная дочь, Аленушка. Рана эта не заживала много лет. Ее памяти Шапорин посвятил одно из лучших своих сочинений, стихотворение «Заклинание» на стихи Пушкина.
В 1934 году Шапорин поселился в Клину, в Доме-музее Чайковского. В Клину, а затем в старинной усадьбе Демьяново, расположенной неподалеку от Дома-музея, он прожил до конца 30-х годов, продолжая работу над оперой и симфонией-кантатой, создав вдохновенные вокальные циклы на стихи Пушкина и Блока. В это время у него была другая семья, подрастали два сына, Александр и Ростислав. Но боль от потери дочери не отпускала. В декабре 1943-го он писал первой жене: «Через неделю будет одиннадцать лет, как умерла Аленушка. Ее портрет висит над моим рабочим столом…»
В конце 1938 года Шапорин nepeexaл с семьей в Москву. Там продолжалась его работа над театральными спектаклями, началось и сотрудничество с кинорежиссерами, особенно Всеволодом Пудовкиным, к нескольким фильмам которого композитор написал музыку. С 1939 года Шапорин начал вести в Московской консерватории классы инструментовки и композиции, в следующем году получил звание профессора.
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, Шапорин с группой видных деятелей советской культуры был эвакуирован па Северный Кавказ, в Нальчик, а в ноябре, в связи с приближением фронта, — в Тбилиси. Здесь Шапорин возглавил руководство ансамблем Закавказского военного округа, написал для него несколько песен, вместе с ансамблем выезжал в воинские части и госпитали.
Летом 1942 года начал сочинение оратории «Сказание о битве за Русскую землю» на стихи А. Блока, М. Лозинского, К. Симонова, А. Суркова, С. Северцева и собственные. Вскоре работу пришлось прекратить: фронт приближался, и теперь деятелей искусства отправили через Баку и Красноводск в Среднюю Азию, в столицу Киргизии, носившую тогда имя полководца гражданской войны Фрунзе. В Москву композитор вернулся в самом конце 1942 года, когда наметился поворот в войне — наши войска погнали захватчиков от берегов Волги. В Москве 20 ноября 1943 года «Сказание» было закончено.
В продолжение всей жизни Шапорин много занимался общественной работой, музыкально-просветительской деятельностью; выступал в печати как критик. С 1939 г. и до последних дней жизни он вел класс композиции и инструментовки в Москозской консерватории. Великолепное мастерство, мудрость и тактичность педагога позволили ему воспитать столь разных композиторов, как Р. Щедрин, Е. Светланов, Н. Сидельников, А. Флярковский. Г. Жубанова, Я. Яхин и др.
В последние годы жизни Шапорин создал ораторию «Доколе коршуну кружить» (1963) на стихи А. Блока, К. Рылеева, К. Симонова и М. Исаковского, несколько фортепианных сочинений. Им оставлены также статьи по разным вопросам русской и советской музыки.
Юрий Шапорин скончался 9 декабря 1966 года в Москве.
Искусство Шапорина, художника истинно русского, всегда этически значимо и эстетически полноценно. Он сумел в XX веке, в сложный период развития музыкального искусства, когда рушились старые традиции, создавались бесчисленные модернистские течения, сказать о новых социальных сдвигах на языке понятном и общезначимом. Он явился носителем богатых и жизнеспособных традиций русского музыкального искусства и сумел найти свою собственную интонацию, свою, “шапоринскую ноту”, которая делает его музыку узнаваемой и любимой слушателями.
В 1971 году московской детской музыкальной школе на Самотеке было присвоено имя Юрия Шапорина. В 1973 году по инициативе преподавателя Галины Ильиничны Бойченко в школе был создан музей композитора. Активное участие в организации музея принимала супруга композитора – Александра Федоровна Шапорина. Ею были подарены фотографии и ноты из личного архива композитора.
На стенах музея детские и юношеские фотографии композитора и его родителей: матери – выпускницы московской консерватории, ученицы Н. Рубинштейна и Н. Зверева; отца – художника, выпускника Строгановского училища.
Интерьер музея приближен к обстановке кабинета Ю.А. Шапорина в Москве. Сохранены фотографии Ю.А. Шапорина в окружении композиторов Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Т. Хренникова, его учеников – Р. Щедрина, А. Флярковского, Г. Жубановой, других музыкантов.
На открытие музея были приглашены ученики Ю.А. Шапорина, известные композиторы, наши современники: А. Флярковский (автор более 300 песен) и Р. Щедрин, один из крупнейших музыкантов XX века.
Опере «Декабристы» Ю. А. Шапорина посвящен отдельный стенд. Его украшает личный клавир композитора, сценические фотографии первого спектакля Большого театра 1953 года. Дочь художника-постановщика этого спектакля Т. Страженецкой подарила музею буклет с эскизами декораций.
В 1987 году после своего выступления в концертном зале школы музей Ю. А. Шапорина посетили прославленные музыканты-исполнители С. Рихтер, Н. Гутман, О. Каган.
Существует тесная связь музея школы с Краеведческим музеем г. Глухова (Украина) – родиной Ю. А. Шапорина. К 120-летию композитора в 2005 году музей пополнился фотографиями из экспозиции Краеведческого музея г. Глухова (среди них гербы, вид города 1980-х годов), а также документами периода жизни и учебы Ю. А. Шапорина в этом городе.
Экспозиция музея периодически пополняется материалами из архивов РГАЛИ и Государственного музея им. М. И. Глинки.
ClassicalMuisicNews.Ru, компиляция из статей Л. Михеевой и др.