14 декабря 1914 родилась выдающаяся оперная певица Бану Валеева, без творчества которой история башкирского искусства была бы неполной.
Много лет она блистала на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Ее голос — чарующее лирико-колоратурное сопрано редкого и красивого тембра — хорошо знали в стране и за ее пределами.
Бану Нургалеевна Валеева родилась 14 декабря 1914 года в селе Шамбулыхчи Тетюшского уезда Казанской губернии, ныне Апастовского района Республики Татарстан. Судьба привела ее в Казанский музыкальный техникум, где она познакомилась с башкирским певцом и композитором Газизом Альмухаметовым, высоко оценившим ее способности. В 1938 году Бану Валеева окончила Башкирскую студию при Московской консерватории по классу педагога Екатерины Милькович.
С 1938 по 1966 год жизнь и творчество Бану Валеевой были неразрывно связаны с Башкирским театром оперы и балета. С 1961 года она преподавала в Уфимском училище искусств, в 1969-1998 годы работала на вокальной кафедре Уфимского государственного института искусств, избиралась профессором.
Многие годы Бану Нургалеевна была одним из ведущих мастеров башкирского оперного исполнительства. Обладала серебристо-звонким, нежным голосом теплого тембра, исключительной музыкальностью и редким сценическим обаянием. Голос певицы был ровен во всех регистрах, поэты сравнивали его с нежным и хрустальным журчанием горного родника.
Бану Валеева дебютировала в партии Россин в опере Джованни Паизиелло «Прекрасная мельничиха», поставленной в 1938 году. Создала запоминающиеся образы в классических операх: Марфы («Царская невеста» Николая Римского-Корсакова), Джульетты и Маргариты («Ромео и Джульетта» и «Фауст» Шарля Гуно), Баттерфляй («Чио-Чио-Сан» Джакомо Пуччини).
Она явилась первой исполнительницей партий Танхылу в опере «Акбузат» Халика Заимова и Антонио Спадавеккиа, Карлугас в одноименной опере Николая Чемберджи. Ее голос и сценические данные прекрасно подходили для национальных постановок, где она ярко и вдохновенно исполняла роли главных героинь в популярных операх Загира Исмагилова («Салават Юлаев»), Назиба Жиганова («Беглец» и «Златовласка»), Евгения Брусиловского («Ер-Таргын»).
Бану Валеева прекрасно исполняла песни и романсы башкирских композиторов Хусаина Ахметова, Рауфа Муртазина, Наримана Сабитова, которые всегда включала в свой концертный репертуар. Выразительно и трепетно звучали в ее исполнении башкирские народные протяжные песни «Ашкадар», «Зюльхизя», «Таштугай», «Хандугас».
Бану Нургалеевна выступала на сцене вместе с народными артистами РСФСР Ниязом Даутовым и Фахри Насретдиновым (ее близким родственником), народными артистами СССР Павлом Лисицианом и Сергеем Лемешевым, другими выдающимися певцами. Много гастролировала с концертами, с успехом прошли ее выступления в Бирме, Индии и Непале. Среди ее учеников — Вакиль Жалалетдинов, Геннадий Родионов, Танзиля Узянбаева и другие известные певцы.
За большой вклад в развитие музыкальной культуры Бану Валеева удостоена почетных званий народного артиста Башкирской АССР и РСФСР. Награждалась орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Избиралась депутатом Верховного Совета Башкирской АССР 2, 3 и 4-го созывов.
Скончалась Бану Нургалеевна 24 февраля 2003 года и похоронена в Уфе. На ее родине, в деревне Шамбулыхчи, имеется музей двух выдающихся оперных певцов — Бану Валеевой и Фахри Насретдинова. С 2003 года одна из новых улиц в микрорайоне «Кооперативный» Ленинского района Уфы носит имя легендарной певицы. На доме №32 по улице Карла Маркса в Уфе, где она жила, установлена мемориальная доска.
Владимир Романов, ИА «Башинформ»