Знаменитый канадский пианист изменил традиционные представления о фортепианном исполнительстве. Явлением называл его Генрих Нейгауз. Гленн Гульд славился и своей эксцентричностью.
Он считал себя пианистом-любителем, тяготился концертными выступлениями. Не любил соревноваться в музыке, несмотря на это – получил множество наград.
Первое европейское турне Гленна Гульда состоялось в 1957 году. Оно включало и концерты в Советском Союзе. В Москве имя Гленна Гульда всегда будет связано с легендарной историей, произошедшей в 1957 году на концерте в консерватории. Очевидцы все помнят в подробностях. Вспоминает профессор Вера Горностаева:
«Висела такая не заметная афиша. Никто ничего о нем не знал.”
“Но как только он сыграл Гольлдберг-вариации, так все переменилось. Все поняли, что такого они никогда не слышали»,
– утверждает музыкальный критик Лев Гинзбург. Что произошло дальше, Андрей Коробейников, родившийся уже после смерти Гульда, знает от своей учительницы – Натальи Санович.
«Ее друзья-приятели в зале послушали 5 минут и начали бежать из зала к таксофонам, звонить друзьям, чтобы успели хоть на какую-то часть. И моя учительница была одной из тех, кто успел на 2 отделение. Говорит, совершенно ошеломляюще»,
– рассказывает пианист Андрей Коробейников.
Пианист-загадка, музыкант-легенда, человек-миф. В жизни Гленна Гульда все необычно, начиная с детства. Уже в 3 года проявились его исключительные музыкальные способности, в 5 лет он решил стать композитором, в 10 — поступил в консерваторию. К этому времени он играл весь 1 том хорошо темперированного клавира Баха.
«Он все делал неправильно. Он сидел, скрючившись, низко сидел, но у него были длинные руки. Это помогало. Он был признан, как гений, который делает все неправильно»,
– говорит музыкальный критик Лев Гинзбург. В том числе он неправильно играл. Не те штрихи, не те темпы.
«Его темп, не знаю правильно или неправильно. Это гениально», – убеждена профессор Вера Горностаева.
Его репертуар был тоже из разряда неправильных. Он не играл главных фортепианных композиторов — Листа и Шопена. Зато отыскал пьесы для рояля Жоржа Бизе. А если обращался к популярным сочинениям, интерпретировал по-своему до неузнаваемости.
Карьера Гульда тоже была не совсем правильной. Концертная деятельность длилась меньше 10 лет. Первый концерт он сыграл в 55-м. Последний — в 64 году. Дальше занимался только студийными записями. И благодаря только записям сумел стать кумиром для нескольких поколений любителей музыки.
Ему удавалось невозможное. Самое невероятное – он смог заинтересовать своим пением слонов.
«Я не эксцентрик»,
– сказал о себе Гленн Гульд. Кто попытается с этим спорить?