Знаменитые оперные певцы Молдовы и зарубежья, декорации 3D, красочные костюмы и необычная сценография.
В этом году режиссеры решили показать известные всему миру спектакли по-новому. XXI-й фестиваль «Приглашает Мария Биешу» проходит в нестандартном формате.
Режиссеры и постановщики долго не говорили, чем на этот раз удивят зрителя. Самая ожидаемая постановка этого сезона – опера Джузеппе Верди «Аида».
Вместо привычных рисованных декораций – экран на 20 квадратных метров. Слайды сменяются под ритмы музыки. Их готовили молдавские художники и аниматоры. Здесь и египетские пейзажи, и пирамиды, и дворцы. Все для того, чтобы зритель мог полностью окунуться во времена фараонов. Переход на современные технологии – абсолютное новшество для молдавского Театра оперы и балета.
«Этот спектакль посвящается 200-летию со дня рождения Верди. Постановка была очень дорога Марии Биешу. Но мы представляем его совсем по-другому. Декорации очень важны. Лучшие мастера изобразительного искусства более полугода работали, чтобы понять, что красиво и что должно быть изображено»,
– рассказывает директор Национального театра оперы и балета Валерия Шейкан.
Когда-то партию эфиопской рабыни Аиды исполняла сама оперная прима Мария Биешу. Сегодня звучит сопрано именитой гостьи из Канады – Анны Шафажинской.
Анна – победительница 15 мировых оперных конкурсов. На сценах Ла Скала и Оперы Филадельфии она исполняла заглавную партию в «Тоске» вместе с Лучано Паваротти. Певица родом из Одессы и в Кишиневе бывала часто. Поэтому приглашение на фестиваль приняла не раздумывая.
«Сейчас для меня большая честь выступать на этой сцене, на фестивале, посвященном моей любимой певице, великой Марии Биешу»,
– признается Анна.
Жрецы и жрицы, воины и рабы, пленные эфиопы. В постановке задействовано более 100 человек. Для всех дизайнеры пошили новые костюмы, украсив их камнями и золотыми лентами. Позаботились и о реквизите: копья, колесницы, короны.
«В опере очень много деталей, с самого начала и до бесконечности. Каждый раз, когда слушаешь эту музыку, она звучит для тебя по-новому. Я нахожу какие-то новые детали, смысл, трактовку»,
– говорит режиссер Театра оперы и балета Михай Тимофти.
Режиссер Михай Тимофти решил придать военным событиям, описанным в опере, как можно больше реализма. На роль египетских воинов он пригласил 50 молдавских карабинеров. Отбор был строгим: спортивное телосложение, рост метр восемьдесят. Эти бравые ребята знают, что такое дисциплина и армейские порядки. А в свободное время не отказываются и от творчества – поют песни, пишут стихи. Вот так и получается, что днем карабинеры следят за порядком в городе, а вечером выходят на сцену.
«Я бывал в театре оперы и балета. Был на «Гамлете» Шекспира. Мне понравилось, и я тоже захотел на сцену, чтобы и мне аплодировали. Среди карабинеров тоже есть талантливые люди»,
– рассказывает один из них, Михай Митителу.
Репетировать пришлось недолго: ходить строем и чеканить шаг они и так умеют.
Сюрпризы на этом не закончились. Еще один дебютант на сцене – тигр Чингиз. Его, по замыслу режиссера, египетские войны принесли в качестве трофея. Кстати, Чингиза к выходу на сцену тоже готовили. Работники зоопарка включали ему аудиозапись оперы, чтобы хвостатый артист привык к классической музыке.
Артисты к полосатому коллеге отнеслись с особым вниманием. Оказалось, что в роду Анны Шафажинской, исполнявшей роль Аиды, были дрессировщики львов. А вот Ахмед Агади, примеривший на себя образ Радамеса, с животными на сцене оказывается не впервые.
«Когда я пел в Англии, я выходил с живым слоном. В эпизоде, когда Радамес возвращался с победой, с мечом. Я на слоне сидел, потом мне лестницы подставляли. И на лошади выходил уже»,
– рассказывает оперный певец.
Режиссеры и постановщики пообещали почаще баловать зрителя такими представлениями. В планах – спектакли и постановки под открытым небом и лучшие солисты со всего мира.
Ксения Яниева, “М 24”