Золушка из 57-го.
В Москве начались показы спектаклей-номинантов Российской национальной театральной премии “Золотая маска”.
Конкурсную программу открыла постановка Пермского театра оперы и балета “Золушка” хореографа Алексея Мирошниченко и музыкального руководителя балета Теодора Курентзиса.
Новая “Золушка” – совсем не сказка. Пермский театр оперы и балета поставил драму о балетном мире, где вместо дворца – Большой театр, а вместо феи – мастер балетных туфель.
Создатели спектакля предупреждают – смотреть нужно внимательно, ведь почти за какждым персонажем стоит историческая личность.
Ни пышных платьев, ни тыквы, ни хрустальных туфелек – о Золушке здесь совсем ничто не напоминает. Костюмы, грим, даже выражения лиц танцоров – все отсылает к эпохе Советов.
Хореограф Алексей Мирошниченко за кулисами до последнего – в этом спектакле важна не только техника, но и настрой.
Эта постановка – погружение в балетный мир, в котором красота соседствует с ехидством, любовь – с завистью, сцена олицетворяет рай, а закулисье – ад.
Двадцать лет прослуживший в Мариинке, о страстях балетного мира Алексей Мирошниченко знает на своем опыте. “Золушку” было решено поместить в 57 год, отсюда и выбор хореографии – неоклассика, то, что тогда было новаторством, а сегодня – традиция.
“Одна репетитор, посмотрев на работу одного западного хореографа, сказала: я что-то ничего не понимаю – мужчины как женщины, женщины как мужчины. Этот голос звучал у меня, когда я ставил балет. Здесь есть и поддержки, и прыжки, и верховые поддержки”,
– рассказал хореограф Алексей Мирошниченко.
Золушка в этой постановке – юная балерина, репетирующая главную роль. Принца у нее сразу два – начинающий балетмейстер, отдаленно напоминающий Григоровича и звезда французской оперы.
Кому отдать руку и сердце, решать будет отнюдь не танцовщица, а сотрудники госбезопасности. Француза вышлют из страны, а балерину за связь с иностранцем сошлют на Урал. Но это не конец, а начало истории любви.
Номинантка на золотую маску Инна Билаш, которая за три действия спектакля проживает целую артистическую жизнь, на эту постановку настраивалась, почти, как драматическая актриса.
“Алексей Григорьевич очень много внимания уделял советским фильмам, цитатам. Нам приводил их в пример. И репетиции всегда шли очень оживлено, с юмором”,
– отметила прима-балерина Пермского театра оперы и балета Инна Билаш.
Роль француза выпала Никите Четверикову, тоже номинированному на Маску. Он, готовясь, полностью доверился хореографу.
Юная пара – балетмейстер, которому будто бы покровительствовала сама Фурцева, и его балерина оказались не просто на Урале, а в Перми. Город тогда назывался Молотов, и был убежищем эвакуированного Сергея Прокофьева.
Сегодняшний худрук Пермского театра Теодор Курентзис уверен, что балет и сейчас современен.
“Половина из этого балета было написанао Прокофьевым за 150 метров от нашего театра. Это не сказка, у нас особое отношение к этой музыке. Мы ее очень любим”,
– объяснил художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис.
В Перми премьера новой “Золушки” прошла с большим успехом. В Москве этот единственный показ ждали. Теперь будут ждать результатов жюри “Золотой маски” – балет выдвинут сразу на восемь номинаций.
Анна Галинская, Новости культуры