В Дрездене завершился один из крупнейших музыкальных форумов Германии Dresdner Musikfestspiele. Знаменитый форум проходил в последнюю неделю мая – начале июня в Саксонии в 27-й раз.
В течение полумесяца на берегах Эльбы царила классическая музыка, которую дарили многочисленным слушателям звезды мирового исполнительского искусства. Дрезден – очень музыкальный город. Куда бы вы не пошли, вас всюду сопровождают напевы уличных музыкантов, звучание церковных колоколов. Гармония садов и парков, дворцов и музеев роднит Дрезден с Санкт-Петербургом. Неслучайно эти города связывают перекрестные культурные отношения.
Лейттемой Dresdner Musikfestspiele 2014 стали золотые двадцатые. На улицах Дрездена можно было увидеть рекламные баннеры с изображением символики фестиваля.
Устроители форума в лице его интенданта, замечательного немецкого виолончелиста Яна Фоглера, ежегодно трудятся в организационной и творческой частях марафона.
Видя этого ловкого немца, я невольно подумал, откуда же у человека берется столько сил и желания общаться с каждым человеком, которого Фоглер успевает встретить в отеле, ресторане, или на концерте. Музыкант готов уделить каждому человеку свое драгоценное время, он удивительным образом располагает к себе с первых минут общения, поражаешься его всестороннему кругозору и объективности мыслей.
Ян Фоглер:
«Мы определили название нашего фестиваля в этом году как «Золотые 20-е». Я неравнодушен к разным формам визуального искусства, в том числе литературных произведений 20-х годов прошлого века, эпохи так называемого «Дрезденского сецессиона», Отто Дикса, Макса Бекмана, Эриха Кестнера.
Как мог существовать вот этот контраст между увеселительной средой и намечающейся катастрофой символичной в немецкой истории эпохи. Затем я попытался провести параллели с музыкой и поймал себя на мысли, что почти в каждом веке в 20-е годы случается что-то революционное, и не только в Германии.
Эпохи как бы сменяют друг друга. XVII век — Клаудио Монтеверди служит капельмейстером в Соборе Сан-Марко в Венеции и доводит музыкальную часть богослужений до немыслимых высот, XVIII век — Бах работает в Лейпциге, XIX век — в 1824 году Бетховен завершает написание Девятой симфонии, Шуберт создает вокальный цикл «Зимний путь» в 1827.
1920-е годы – это еще и время джаза и свинга. Америка становится популярной страной в сфере искусства и политики.
Все эти факторы и послужили основой Дрезденского фестиваля 2014 года. Богема — это и опера Пуччини о парижских художниках, и клубная немецкая богема и игра слов — «богема — Богемия» — область Чехии, примыкающая к Саксонии. Нашей задачей было объединить все эти различные коллективы, которые исполняют музыку «золотых 20-х» и дать шанс молодым музыкантам из разных стран реализовать себя в Дрездене».
В этом году значительно расширились сценические площадки фестиваля. Наряду с залами Земперопер, Фрауэнкирхе, Кройцкирхе и Дворце Большого сада саксонского княжества концерты проходили в замке Schlosshof (там была исполнена ранняя опера Р. Штрауса «Потухший огонь» («Feuersnot»), бальном зале Watzke, где в 10-е и 20-е годы прошлого века тусовалась настоящая дрезденская богема.
В «Вацке» можно было соприкоснуться с искусством выдающегося британского ансамбля King’s Singers («Королевский консорт»). Дрезденский фестивальный оркестр несколько раз участвовал в программе мероприятий. Мне удалось услышать Торжественную мессу Л. Бетховена.
Композитор написал ее в 1824 году, таким образом выбор этого сочинения удачно оказался вплетенным в контекстную канву смотра. Вместе с аутентичным составом Дрезденского фестивального оркестра под упралением Айвора Болтона в исполнении масштабного опуса Бетховена приняли участие: Balthasar Neumann Chor и превосходная команда солистов: Камилла Нилунд (сопрано), Элизабет Кульман (меццо-сопрано), Ричард Крофт (тенор) и Йорк Феликс Шпеер (бас).
Устроители фестиваля не обошли стороной и юбилей Рихарда Штрауса. Наряду с премьерой ранней оперы композитора «Потухший огонь» («Feuersnot»), прозвучали его оркестровые произведения, датированные двадцатыми опусами. Симфоническую поэму «Смерть и просветление» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» блестяще исполнил Лейпцигский Гевандхауз оркестр под управлением своего главного дирижера Риккардо Шайи – одного из лучших интерпретаторов музыки Рихарда Штрауса.
В той же программе прозвучала увертюра к опере В. А. Моцарта «Идоменей» и Серенада № 2 для оркестра И. Брамса – яркий, незаслуженно забытый образец романтической лирики XIX столетия.
Памяти Клаудио Аббадо посвятил свое выступление Малеровский камерный оркестр во главе с Даниэле Гатти. Еще год назад планировалась участие Аббадо на Дрезденском фестивале с оркестром Моцарта.
Однако жизнь внесла свои коррективы и этим планам не суждено было сбыться. Теперь душа Аббадо гостит на небесах, а мы слушатели вспоминаем этого великого музыканта и человека. Тот мемориальный концерт в стенах Фрауэнкирхе оправдал все ожидания.
Мистериальное звучание Малеровского камерного оркестра под чутким руководством Даниэле Гатти пленило слух с первых тактов музыки.
Песни Густава Малера исполнила Вальтрауд Майер. Ее божественный голос парил в сводах Фрауэнкирхе и наполнял храмовое пространство благоуханной чистотой. Особенно это чувствовалось в песне Ulricht («Небесный свет») из цикла «Волшебный рог мальчика».
Дань памяти Клаудио Аббадо в этом дрезденском концерте отдал и известный немецкий бас Рене Папе. В его исполнении прозвучал Монолог Вотана и Заклинание огня из III действия оперы Р. Вагнера «Валькирия». Ощущение светлой печали и благоговейного трепета перед священной музыкой Вагнера испытали не только слушатели, но и сами исполнители.
Даниэле Гатти – человек высокой духовной культуры и порядка. Своим глубоким проникновением в суть исполняемых сочинений, в том числе Третьей «Рейнской» симфонии Роберта Шумана, он в очередной раз доказал вечную силу австро-немецкой музыкальной традиции.
Dresdner Musikfestspiele завершился на высокой музыкальной ноте. Под сводами Фрауэнкирхе в исполнении солистов, хора и барочного оркестра Collegium Vocale Gent под управлением Филиппа Херревеге прозвучали духовные кантаты Иоганна Себастьяна Баха и его дальнего родственника Иоганна Михаэля Баха.
Виктор Александров, Дрезден (Германия), ClassicalMusicNews.Ru