Юрий Башмет представил в Сочи новые произведения настоящих и будущих звезд.
Есть курортные города, которые в несезон прекрасны. Сочи явно один из них – бесконечно растянувшийся вдоль береговой линии Черного моря, красивый, удобный, снабженный к Олимпийским играм хорошими дорогами и новыми отелями. Неудивительно, что он превращается в фестивальный город: КВН, “Кинотавр”, “Акваджаз”… Зимний театр – красивейшее старинное здание с прекрасной акустикой.
Более десяти лет назад сочинскую фестивальную лихорадку начал Международный зимний фестиваль искусств. Несколько громоздкое название, но все этот форум – в этом году он проходит 11-й раз – называют просто – фестиваль Башмета.
Альтист Юрий Башмет – идейный вдохновитель и непременный участник. Как сказал мэр города Анатолий Пахомов на пресс-конференции,
“сочинцы – счастливые люди: им удается находиться рядом с великими, все прям трясется внутри… ну, это поклонницы так говорят!”
– добавил городской голова под общий смех.
“Это у вас в Москве изобилие, а мы тут живем от Башмета до Башмета”,
– говорит моя коллега, местный журналист.
Сочинцы – они хорошая публика: они ходят на все “серьезное” и не просто присутствуют в зале, а слушают. В принципе при таком раскладе Юрий Абрамович мог бы играть сплошного Моцарта хрестоматийного и все были бы довольны. Но Зимний фестиваль благодаря связям своего худрука получает звезд академической музыки и живых классиков джаза. А также – премьеры произведений современных композиторов.
11-й фестиваль в этом году открылся Концертом московского композитора Алексея Сюмака (среди его работ – одна из частей “оперного сериала” “Сверлийцы”). Произведение сложное, но не шокирующе; устроено интересно: концерт для струнного квартета с солирующим альтом и оркестра. Струнный квартет сидит посредине сцены, как один солист.
По словам Сюмака, это произведение – пролог к будущему спектаклю по мотивам шекспировского Короля Лира. Альт – это, собственно, король Лир и есть. А скрипки – его дочери.
Алексей Сюмак: “Путь художника – обрекать себя на одиночество”
Вообще в этом году по заказу фестиваля написано пять новых произведений; один из авторов – Кузьма Бодров. В нашей стране в последнее время с молодыми академическими композиторами все сложно – играть некому и негде, публика не ходит на “такое”, спонсоры денег не дают, короче, замкнутый круг. И Башмет, собственно, и пытается его разорвать.
Он считает, что надо давать площадку молодым композиторам – он ее и дает, под свой авторитет. И публика относится к этому как минимум с уважением.
Ну а для простого удовольствия теплым зимним вечером им играют “Маленькую ночную серенаду” Моцарта. В “Цыганке” Равеля блеснула молодая скрипачка Валерия Абрамова, о которой Юрий Абрамович очень тепло отзывается и явно делает на нее ставку (может быть, это будущая Вильде Франг, которая тоже в Сочи выступала еще до своей всемирной славы).
Десятый фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи – репортажи Валентины Темниковой
А очень эффектная внешне немецкая виолончелистка Патриция фон Гутгцейт так исполнила Концерт N 1 для виолончели с оркестром Сен-Санса, что тут же была вызвана на бис – прямо посреди концерта. Случай, мягко говоря, нетривиальный.
Далее в программе фестиваля – десять дней концертов, премьер и мастер-классов. В программе каждого фестиваля обязательно есть джазовый концерт – “джаз – моя неслучившаяся любовь”, часто повторяет Башмет. В этом году – хорошо знакомая московской публике певица Джейн Монхайт. А музыку народов мира представит Тереза Салгейру, экс-фронтледи великой португальской фаду-группы Madredeus, которую, кстати, до Москвы так и не довезли.
Да, в столицах, конечно, изобилие. Но чего-то не хватает. И это получают сочинцы. Зависть в данном случае хорошее чувство.
Александр Беляев, “Российская газета“