Иэн Бостридж и Джулиус Дрейк исполнили «Зимний путь» Шуберта на фестивале «Площадь искусств».
20 декабря 2014 в Санкт-Петербургской филармонии с большим (и вполне заслуженным) успехом прошел концерт известного английского тенора Иена Бостриджа и пианиста Джулиуса Дрейка, исполнивших вокальный цикл Франца Шуберта «Зимний путь».
Иэн Бостридж, известный исполнитель камерной музыки, писатель, исследователь, профессор на музыкальном факультете Оксфордского университета, не только блестяще интерпретирует цикл Шуберта, но и анализирует его с историко-философской точки зрения. Это нашло отражение в его новой книге «”Зимний путь Шуберта “: анатомия наваждения».
В И. Бостридже сочетаются артистизм и логический ум исследователя. Его лекции на факультете музыки Оксфордского университета, сборник эссе «Заметки певца» и, наконец, новая книга «”Зимний путь Шуберта “: анатомия страсти», которая выходит в январе 2015, посвящены раскрытию контекста создания гениального цикла Шуберта во всех его аспектах, а также значимости этого произведения в наши дни.
Не будучи сторонницей биографического метода, в данном случае я считаю необходимым обратиться к биографии исполнителя, в которой переплетаются самые разные направления деятельности, как интеллектуальной, так и художественной, не противореча друг другу (как это часто бывает), а создавая уникальный синтез рефлексии и креативности.
Йэн Бостридж (р. 25 декабря 1964) родился и получил образование в Лондоне, семья не была музыкальной, и сам он не играл ни на каком музыкальном инструменте, хотя и пел в церковном хоре.
Уже в детстве его необычный голос был замечен, и он участвовал во многих концертах. По словам самого Й. Бостриджа, ощущение тайны музыки пришло к нему с самого детства, когда он пел в церковном хоре и привлек внимание педагогов необычным голосом Благодаря одному из своих учителей, немцу по национальности, он заинтересовался жанром lieder, и увлекся ими, слушая Д. Фишера-Дискау, величайшего исполнителя этого жанра.
Закончив образование в Оксфорде диссертацией на тему колдовства в культуре 17-18 вв, Йэн Бостридж обратился к профессиональному вокалу, исполнив несколько оперных партий, но в основном сосредоточившись на камерном репертуаре. Ему удалось сочетать интеллектуальную и артистическую деятельность, выступая как с концертам, так и с лекциями. Их тематика стала частью книги «Записки певца», а затем и «Зимнего пути».
На творческой встрече с исполнителями, которая состоялась накануне концерта, я задала Иену Бостриджу вопрос об отношении творческой и интеллектуальной составляющих его творчества, и он ответил, что между ними нет противоречия, они органично сочетаются. Это было подтверждено на концерте, в котором прозвучал обращенный к публике рассказ о странствиях и переживаниях героя «Винтеррайзе».
Винтеррайзе», вокальный цикл Шуберта на стихи В.Мюллера, написан в 1827 г., незадолго до смерти композитора и несет на себе отпечаток предсмертной тоски. Множественные интерпретации этого произведения раскрывают его многозначность, акцентируя ту или иную часть цикла в зависимости от индивидуальности исполнителя и культурных доминант эпохи. Изучая культурные смыслы, заключенные в «Зимнем пути», я прослушала все доступные интерпретации, как в записи, так и в живом исполнении, поэтому опыт живого восприятия еще одного варианта «Винитеррайзе», знакомого ранее только по записям, неизбежно связан с предшествующими впечатлениями и эмоциями.
Тем не менее, Иен Бостридж как исполнитель «Зимнего пути» и жанра Lieder в целом занимает особое место на современной музыкальной сцене. Имея большой опыт исполнения цикла, аудио- и видеозаписи, он не теряет интереса к этой чарующей музыке и «продолжает путешествие по ландшафту ее настроений и смыслов». В новой монографии он использовал свое историческое образование, исследуя цикл как «компендиум тем и мотивов, связанных как с определенным моментом в немецком романтизме, так и с более универсальными импликациями – по его словам, ‘с зимой, с которой все мы сталкиваемся, с холодом самой жизни’».
В цикле Шуберта объединяющей фигурой всех 24 песен является путник, молодой человек, разочарованный в любви, обреченно идущий сквозь унылый зимний пейзаж навстречу безумию или смерти. И. Бостридж рассматривает эту фигуру по-разному – иногда как разочарованного байронического героя, иногда как воплощение медитативного одиночества, подобное фигурам с картин К. Д. Фридриха (которые он, по его собственным словам, считает наиболее ярким воплощением идеи цикла в живописи), иногда как вполне современного отчужденного экзистенциалиста, бредущего по бессмысленному абсурдному жизненному пути, лишенному каких либо моральных ценностей.
Биография этого героя не ясна, но исполнители и слушатели выстраивают ее для себя, так, Иен Бостридж предположил, что несчастный молодой человек мог был быть учителем в доме своей возлюбленной.
Концерт, состоявшийся в полном зале Санкт-Петербургской филармонии, показал, что печальные песни «Зимнего пути» и их трактовка исполнителями интересны и близки слушателям – зал был внимателен, сосредоточен, а длительные аплодисменты были искренним выражением восхищения прекрасной музыкой и тонкой интерпретацией. Мне бы хотелось, прежде всего, отметить ту тесную связь, которая установилась между певцом и пианистом, великолепным Джулиусом Дрейком.
Этот дуэт существует уже не одно десятилетие, и исполнители чувствуют друг друга в мельчайших оттенках музыкального текста. Второй момент, который был интересен для меня, это адресность исполнения Иена Бостриджа – он как бы рассказывал аудиторию некую историю, иногда принимая роль нарратора, иногда – участника того или иного эпизода «Винтеррайзе».
Картины природы, описанные в стихах Мюллера. оживали благодаря выразительности Дж. Дрейка, который буквально давал почувствовать порывы ветра в «Флюгере» или холод снего и льда в «Застывших слезах». Эмоциональная составляющая нарастала по ходу концерта, и страдание, столь важная тема для романтизма, становилось более открытым, постепенно трансформируясь в обреченное примирение в «Постоялом дворе». Последний порыв борьбы с судьбой сменяется ощущением бесполезности человеческих поступков и жизни в целом в меланхолически-приглушенном «Шарманщике».
В целом я бы характеризовала эту интерпретацию «Зимнего пути» как музыкально-поэтический нарратив, преподнесенный очень элегантно и с безупречным вкусом. Среди множества версий этого произведения та, которую представили Иен Бостридж и Джулиус Дрейк несомненно заслуживает достойного места. И это не конец – я спросила Иена, видит ли он конец этому долгому пути, и он ответил – нет, «Зимний путь» бесконечен – будем ждать новых открытий на этой дороге.
Екатерина Шапинская