В третий раз на Малой сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко прошел проект “Точка пересечения”.
Он соединяет танцовщиков молодой труппы и хореографов, начинающих свой путь в профессии.
Американо-европейский опыт поиска хореографов занесен в Россию больше десяти лет назад Алексеем Ратманским. Но в рабочий механизм он у нас так и не превратился, и каждый театр сам придумывает для экспериментальных хореографических проектов формат.
В “Станиславском” с ним определились сразу: раз в год по видео происходит отбор четырех постановщиков, которые за месяц должны представить по 20-минутной работе с минимумом исполнителей и оформления.
В этом году в отбор попали хореографы с совершенно разным багажом: 34-летняя экс-танцовщица Берлинского Штаатсбалета Ксения Вист и представляющий Великобританию 21-летний артист компании Рассела Малифанта Соломон Беррио-Аллен, 37-летняя китаянка Диша Жанг, отмеченная еще Пиной Бауш, и немец албанского происхождения Бленард Азизай, сотрудничавший с компаниями Саши Вальц и Акрама Хана.
Несмотря на разный жизненный и профессиональный опыт, всю четверку хореографов волнуют социальные проблемы и попытки разобраться с тем, что происходит с душой человека в современном мире. И все они, за исключением Вист, русской по происхождению, предпочитают работать в разных техниках современного танца, оставив пуанты большому буржуазному искусству.
Но и Вист в номере “Песочные часы” соединяет классический танец с разными движенческими практиками, чтобы рассказать историю обычной человеческой жизни: детство под крылом родителей, поиск понимания с миром через обретение друзей, притяжение и отталкивание любви.
Но и режиссерские приемы, и сочетание разных танцевальных языков оказываются столь же упрощенными, как и пересказ тока жизни. “Песочные часы” спасают Алексей Любимов, которому досталась центральная роль, и исполняющая с ним любовный дуэт Анна Окунева – их личностная значительность и пластическая выразительность придают отсутствующую в хореографии многозначность.
В номере “Мы” Диши Жанг офисный клерк, возвращаясь домой, засыпает стоя, положив голову на подушку, которую виртуозным движением пристраивает у него на плече жена, почти не отрываясь от драяния пола.
Бытовая пластика, театральность приемов вызывает в памяти “Чай или кофе?” Андрея Кайдановского, триумфальный номер первой “Точки пересечения”. Но их сопоставление обнаруживает существование той почти неуловимой и трудно поддающейся фиксации грани, на которой один уходит в простоту, лаконичность, обобщающую ясность, а другая – в бытовую пошлость и банальность, от которых не спасает даже благословение великой предшественницы.
Мужская часть квартета хореографов предусмотрительно отказалась от явной сюжетности своих постановок. Бленард Азизай в номере “В начале” явно попытался сформулировать некие общечеловеческие моральные начала.
При этом его постановка, в которой заняты рекордных восемь танцовщиков, композиционно непроста и театральна. Ее центром становится “дуэт рук”, в котором пара объединена общим кринолином, позволяющим двигаться лишь верхней части тела, очень выразительной и элегантной в исполнении Эрики Микиртичевой и Леонида Леонтьева.
Но, пожалуй, самым запоминающимся оказался номер самого юного участника нынешнего проекта Соломона Беррио-Аллена “Жонглируй”. Он не пытается поразить, завлечь, потрясти – просто создает чистую композицию в чистом пространстве.
Она выстроена так, будто хореограф занимается этим десятилетиями – музыка, свет, линии костюмов соединяются в пазле, который объединяет своеобразный язык хореографа, тоже созданный из множества диалектов предшественников, но при этом очевидно обладающий собственной интонацией, которую очень точно улавливают Евгений Поклитарь и Валерия Муханова – выросшие в труппе выдающиеся мастера исполнения современной хореографии.
Как ни парадоксально, “Станиславский”, в новейшей истории прославленный как российский первопроходец в освоении постановок Ноймайера, Дуато, Килиана, до сих пор остается труппой интерпретаторов чужих открытий.
За год, прошедший с прихода нового худрука Лорана Илера, ее исполнительский опыт вырос за счет исполнения Лифаря, Тейлора, Экмана. Но шанс на собственное творчество пока дает только “Точка пересечения”. И теперь она продемонстрировала, что молодая труппа готова к большему.
Анна Галайда, “Российская газета”