Московская филармония при поддержке Министерства культуры РФ провела III Всероссийский мастер-курс для дирижёров профессора Юрия Симонова.
Мастер-курс прошёл с 16 по 28 июля 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского и в Камерном зале Московской филармонии.
Музыкальное обеспечение мастер-курса осуществлял Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (АСО МГФ) (художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Симонов) и концертмейстеры Виктория Иванова, Виктория Ефимова и Азалия Султанова.
На открытии мастер-курса выступил Генеральный директор Московской филармонии Алексей Алексеевич Шалашов, поздравивший всех с началом мастер-курса, и заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования Казанской консерватории им. Жиганова Сергей Владимирович Фирулёв. Маэстро Юрий Симонов подробно рассказал о предстоящем мастер-курсе.
Отобранные по записям тридцать участников разбиты на две группы: «активную» (18 человек) и «пассивную» (12). «Активы» получили возможность в общей сложности 110 минут работать с оркестром, а до работы с оркестром дирижировать под контролем маэстро под два рояля. «Пассивы» могли присутствовать на всех занятиях и задавать Юрию Ивановичу Симонову вопросы.
В курсе принимали участие второй дирижёр АСО МГФ Игорь Манашеров и ассистенты главного дирижёра оркестра Димитрис Ботинас и Алексей Рубин.
В мастер-курсе приняли участие:
«Активная» группа:
Абдуллин Камиль (Уфа), Андрианов Александр (Нижний Новгрод), Батырхан Берик (Астана), Бекмаев Руслан (Ташкент), Вевер Григорий (Новосибирск, переведён из «пассивной» группы), Гараюсифли Фархад (Баку), Зангиев Тимур (Москва), Кузовлёв Виктор (Москва), Леонтьев Михаил (Санкт-Петербург), Мокеров Игорь (Москва), Никогосян Тиран (Харьков), Оводок Владимир (Минск), Руссу Дмитрий (Санкт-Петербург), Сорокин Никита (Санкт-Петербург), Тедеев Хетаг (Владикавказ), Цинман Николай (Москва, переведён из «пассивной группы»), Чуйков Алексей (Москва), Щуров Александр (Луганск).
«Пассивная» группа:
Абсалутинов Тимур (Саратов), Андреев Дмитрий (Санкт-Петербург), Афанасьев Евгений (Казань), Банаев Дмитрий (Москва), Лакунов Азамат (Нальчик), Макеев Сергей (Москва), Петросян Гурген (Саратов), Сакмаров Евгений (Казань), Шашкаров Денис (Казань), Шебалин Сергей (Новосибирск).
Из «активной» группы уехал раньше срока Расул Клычев (Туркмения), а по болезни не смог участвовать Ярослав Беляков.
В программу мастер-курса входили следующие сочинения:
Г. Берлиоз – «Фантастическая симфония». II часть «Вальс»;
Л. ван Бетховен – Увертюры к опере «Фиделио» и из музыки к драме И. В. Гёте «Эгмонт»; Симфонии № 3 ми-бемоль мажор «Героическая», оп. 55 (II часть), № 5 до минор, ор. 67;
Ж. Бизе – Антракты к III и IV актам оперы «Кармен»;
Р. Вагнер – Увертюры к операм «Летучий голландец»; Увертюра к опере «Риенци»; «Путешествие Зигфрида по Рейну» из оперы «Гибель богов», (редакция Э. Хумпердинка);
Дж. Верди – Увертюра к опере «Сила судьбы»;
А. Лядов – «Кикимора», народная легенда, ор. 63;
В. А. Моцарт – Увертюра к опере «Похищение из сераля», К. 384 Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», К. 492;
М. Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»;
С. Прокофьев – Симфония № 1 ре мажор «Классическая», ор. 25 (II и III части); Симфония № 7 до-диез минор, ор. 131 (I и II части);
С. Рахманинов – Симфония № 2 ми минор, ор. 27 (III часть); «Утёс», фантазия для оркестра, ор. 7;
Н. Римский-Корсаков – «Шехерезада», симфоническая сюита, ор. 35 (III часть); – «Садко», музыкальная картина, ор. 5;
Я. Сибелиус – Грустный вальс из музыки к пьесе А. Ярнефельта «Смерть», ор. 44;
Б. Сметана – «Влтава», симфоническая поэма из цикла «Моя родина»;
Д. Шостакович – Симфония № 6 си мажор, ор. 53 (I часть).
Сочинения для мастер-курса отбирал сам маэстро Симонов – исходя из принципа возможно более широкого охвата наиболее типичных задач, с которыми дирижёр сталкивается в повседневной творческой деятельности. Большое внимание было обращено на работу над мануальной техникой.
Не менее важный аспект мастер-курса –практическое знакомство с незаигранными музыкальными произведениями.
В ходе работы с оркестром профессор порой сам становился за пульт и практически показывал наиболее коварные места партитур. Интересно, что маэстро не требовал, чтобы студент знал партитуру наизусть или много работал над ней предварительно. Он подчёркивал, что ему всё равно, знает студент партитуру досконально или хорошо читает её с листа. Важен творческий результат.
Нередко профессор прямо во время исполнения слушателем какого-нибудь сочинения корректировал динамику.
Со стороны было видно, как внимательно маэстро следил за работой каждого участника.
Программа была разбита на пять туров по 22 минуты работы с оркестром. В каждом из них работа шла над двумя произведениями. Сначала маэстро со студентом днём разбирал сочинения под два рояля в Камерном зале, а на следующий день шла работа с оркестром.
Последние рабочие занятия мастер-курса прошли на утреннем прослушивании с оркестром 27 июля как всегда с 10 до 14 часов. А в 15 часов состоялось вручение сертификатов об участии в мастер-курсе и официальное его закрытие.\
В церемонии закрытия мастер-курса кроме маэстро приняли участие заместитель генерального директора Московской филармонии Елена Сергеевна Зубарева и проректор по учебной части Саратовской консерватории им. Собинова Нелли Николаевна Владимирцева, зачитавшая благодарственное письмо Ю. И. Симонову, подписанное ректором Саратовской консерватории Александром Германовичем Занориным и ею – за проведение мастер-классов по дирижированию в Саратовской консерватории.
Но сперва Юрий Иванович провёл разборку утреннего прослушивания с оркестром. Как говорится, делу время, потехе час. Профессор Симонов констатировал, что все слушатели этого мастер-курса продемонстрировали рост профессионализма.
Характерно, что даже на церемонии закрытия профессор Симонов использовал каждую возможность дать слушателям мастер-курса конкретный совет. В частности, в этот раз он сказал, что любой дирижёр обязан хорошо знать все симфонии Бетховена. «Кто не может грамотно хотя бы протактировать симфонии Бетховена – тот не дирижёр».
Прозвучал ещё один чрезвычайно важный для молодых дирижёров совет – учиться хорошо дирижировать по партитуре плохо зная произведение. Конечно, хорошо дирижировать наизусть, но это чаще всего выливается в знание мелодии. При этом мало кто может запомнить детали и мелкие указания автора, смену гармонии и т. д. Для этого надо чаще слушать музыку с партитурой в руках, двигая при этом правой рукой. Юрий Иванович предположил, что многие ленятся это делать.
(Маэстро, вероятно, прав, но ленятся не все. Позволю себе одно отступление. Лет восемь назад в Большом зале консерватории В. Гергиев дирижировал Пятой симфонией Малера. На откидном сидении передо мной мальчишка слушал симфонию с партитурой на коленях! Это был участник сегодняшнего мастер-курса Тимур Зангиев, ему тогда было лет пятнадцать.)
Интервью с участниками III всероссийского мастер-курса для дирижёров профессора Юрия Симонова
Говоря о гала-концерте, Юрий Иванович призвал всех дирижёров, которым предстояло в нём выступать, к раскованности. Он рекомендовал – если они успели за эти двенадцать дней воспринять его советы мышцами, то могут использовать это умение на концерте. Но если их будет сковывать опасение, что маэстро будет недоволен их левой рукой, то он посоветовал наплевать на левую руку. Это уже не урок, а концерт – и от них ждут артистического наполнения исполняемой музыки. На концерте каждый должен быть самим собой, а не прилежным учеником.
Гала-концерт, завершивший мастер-курс, состоялся 28 июля 2017 года в Концертном зале им. Чайковского. Каждый из участников мастер-курса из группы «актив» выступил с оркестром Московской филармонии.
Гала-концерт показал, насколько возросло мастерство каждого из участников. Некоторых из них мне хотелось бы отметить особо.
Григорий Вевер в Музыкальном моменте Шуберта показал отличный вкус.
Приятно удивили вальсы: Берлиоза у Игоря Мокерова и Сибелиуса у Фархада Гараюсифли.
Тонко и интеллигентно прозвучал Славянский танец Дворжака у Никиты Сорокина. Ярко показал себя Берик Батырхан в увертюре к «Силе судьбы».
Владимир Оводок превосходно исполнил увертюру к «Царской невесте».
В вальсе из «Серенады» Чайковского добился изящества Николай Цинман, доказав правильность перевода его в группу «активов».
Тимур Зангиев (самый яркий, по моему мнению, из участников) блестяще завершил гала-концерт знаменитым вальсом Хачатуряна.
Программа заключительного гала-концерта участников мастер-курса
Михаил Леонтьев Бетховен – Увертюра к драме Гёте «Эгмонт» ор. 84;
Григорий Вевер Шуберт– «Музыкальный момент» № 3 фа минор, ор 94.(орк. переложение К. Сатова);
Алексей Чуйков Моцарт – Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», К. 491;
Игорь Мокеров Берлиоз – Вальс из «Фантастической симфонии», ор 14;
Руслан Бекмаев Бизе – Антракты из оперы «Кармен»;
Фархад Гараюсифли Сибелиус – Грустный вальс из музыки к пьесе «Смерть», ор. 44;
Никита Сорокин Дворжак – Славянский танец № 10 ми минор, ор. 72;
Берик Батырхан Верди – Увертюра к опере «Сила судьбы»;
Дмитрий Руссу Мендельсон – Свадебный марш из комедии «Сон в летнюю ночь», ор. 614
Виктор Кузовлёв Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке»;
Владимир Оводок Римский-Корсаков – увертюра к опере «Царская невеста»;
Хетаг Тедеев Лядов – «Баба-Яга», ор.56;
Николай Цинман Чайковский – Вальс из «Серенады для струнного оркестра», ор. 48;
Александр Щуров Глинка – Увертюра к опере «Руслан и Людмила»;
Тиран Никогосян Прокофьев – Larghetto и Gavotte из Симфонии № 1, ор. 25;
Александр Андрианов Рахманинов – Вокализ, ор. 34 (орк. переложение автора);
Камиль Абдуллин П. Чайковский – Полонез из оперы «Евгений Онегин»;
Тимур Зангиев А. Хачатурян – Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».
Особой благодарности заслуживает коллектив Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии. В конце напряжённого концертного сезона музыканты двенадцать дней героически и успешно выдерживали нашествие восемнадцати молодых амбициозных дирижёров.
Оркестр показал, что он невероятно гибок профессионально и внимателен к дирижёрам, совершено разным по мануальной технике и степени музыкальности.
Владимир Ойвин