В конце июля в Зальцбурге открылся старейший музыкальный фестиваль планеты, в этом году проходящий под знаком смены элит.
Интендант Маркус Хинтерхойзер выводит на большую международную сцену новое поколение, причем исполнители из России занимают в нем ключевое место.
195 представлений, 260 тысяч зрителей из 81 страны, 27 млн евро выручки от продажи билетов: изучая статистические выкладки австрийского правительства, отчетливо понимаешь, что набившая оскомину формулировка про «центр оперной вселенной» применительно к Зальцбургу — не фигура речи, а констатация факта.
Основанный в 1920 году Рихардом Штраусом фестиваль похож на метеостанцию, чутко улавливающую малейшие колебания художественной моды и рассчитывающую точнейшие прогнозы того, как музыкальная сцена будет развиваться в ближайшие годы.
На заре 1990-х Зальцбург с успехом доказал, что опера — самый сложный, трудоемкий и дорогой из синтетических жанров, искусство, глубоко буржуазное по своей сути — может быть чем-то большим, чем просто высокобюджетной «ярмаркой тщеславия».
Интеллектуальность и полемический запал при этом отнюдь не противоречит столь ценимой в Австрии респектабельности: в начале XXI века здесь по-прежнему собираются сливки академического музыкального мира, каждое лето превращая родной город Моцарта в место паломничества просвещенных меломанов, точь-в-точь как это было в 1930-е или в 1970-е, когда фестиваль возглавляли дирижеры-титаны Вильгельм Фуртвенглер и Герберт фон Караян.
Нынешнему худруку австрийского форума Маркусу Хинтерхойзеру досталось тяжелое наследство: в начале нулевых частые отставки интендантов и, как следствие, хаотичная культурная политика основательно подпортили репутацию Зальцбурга: из музыкального центра Европы рубежа веков он превратился в закрытый аристократический клуб любителей дорогих удовольствий.
По здешнему дресс-коду и сегодня можно отслеживать дизайнерские тренды с такой же степенью точности, как по показам какой-нибудь Миланской недели моды, но вкусы зальцбургской публике пришлось скорректировать, причем достаточно основательно, сделав ставку на поиск и эксперимент, Хинтерхойзер в первый же год своего интендантства вернул фестивалю статус форпоста актуального музыкального театра.
Маркус Хинтерхойзер: “С мощью Зальцбургского фестиваля по-прежнему ничто не может сравниться”
Судя по программе нынешнего года, на достигнутом он останавливаться не намерен: достаточно даже беглого взгляда на афишу, чтобы убедиться в том, что Зальцбург решительно взялся за кадровое обновление оперной и концертной сцены — из пяти премьер фестиваля-2018 четыре готовят режиссеры, работающие в Зальцбурге впервые.
Все это, конечно, постановщики с именем и со вполне сложившейся репутацией, но приглашение в Зальцбург окончательно закрепляет за ними статус протагонистов современной оперы. Бал при этом правят режиссеры драматического театра: две главные премьеры этого года — «Саломею» Рихарда Штрауса и «Бассарид» Ханса Вернера Хенце — поставят хорошо известные российской публике итальянец Ромео Кастеллуччи и поляк Кшиштоф Варликовский.
Курс на синтез искусств продолжит Ян Лауэрс: вместе со сборной лучших барочных певцов мира от Сони Йончевой до Стефани д’Устрак в его версии «Коронации Поппеи» Монтеверди выйдут артисты фламандской танцевальной труппы Needcompany. Старшее режиссерское поколение в программе этого года представляет Ханс Нойенфельс, само имя которого в оперном театре стало синонимом скандала: если новое руководство фестиваля и ангажирует кого-то из старой гвардии, то так, чтобы никому не пришло в голову обвинить Зальцбург в рутине.
77-летнему возмутителю спокойствия доверили постановку «Пиковой дамы» Чайковского — на самой престижной площадке форума, в рассчитанном на 2 с лишним тысячи зрителей Большом фестивальном дворце, с Венским филармоническим оркестром в оркестровой яме и Марисом Янсонсом за дирижерским пультом.
Если консерваторам не слишком нравится то, что происходит на сцене, они могут просто закрыть глаза и обратиться в слух — это так просто сделать, когда в «Саломее» блистает сопрано Асмик Григорян, в «Пиковой» роль Германа исполняет американский тенор Брэндон Йованович, а россиниевская «Итальянка в Алжире», самая дефицитная продукция этого года, поставлена на легендарную Чечилию Бартоли. Именно в вокальной афише произойдет главное светское событие фестиваля — церемония восшествия на престол нового оперного секс-символа.
Сопрано Мариинского театра стала обладательницей Международной оперной премии
Важнейшую для индустрии академической музыки позицию в последние годы уверенно занимают певицы из России: установившую современные стандарты оперного глянца Анну Нетребко этим летом сменит Аида Гарифуллина — 30-летняя сопрано из Казани, спевшая в прошлом году в нашумевшей парижской «Снегурочке» Дмитрия Чернякова и с каждым годом поднимающаяся все выше по карьерной лестнице.
«Искатели жемчуга» Жоржа Бизе с ее участием прозвучат в концертном исполнении, хотя это будет, конечно, полноценный спектакль с автобиографическим подтекстом: партнером Гарифуллиной выступит Пласидо Доминго, опекавший татарскую певицу с ее первых карьерных шагов.
Впрочем, едва ли не ключевым спектаклем Зальцбурга-2018 обещает стать дуэль двух дирижеров, имеющих отношение к России. Кульминация фестиваля в этом году придется на два концерта первого оркестра мира — Берлинский филармонический сыграет в Зальцбурге под управлением своего нового художественного руководителя, 46-летнего Кирилла Петренко. К своим обязанностям в Берлине Петренко приступит только в 2019 году, так что билеты на зальцбургский ангажемент разлетелись в считанные минуты после начала продаж.
По популярности у публики с концертами Петренко могут сравниться разве что гастроли триумфаторов прошлогоднего фестиваля — оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.
До сих пор единственным российским коллективом, приглашенным на постановку в Зальцбург, оставался оркестр Мариинского театра, но если подопечные Валерия Гергиева и гастролировали в Зальцбурге, то в основном с отечественным репертуаром, резидентам же Пермской оперы минувшим летом доверили исполнить моцартовское «Милосердие Тита».
За пять вечеров musicAeterna сыграет все девять симфоний Бетховена. К краеугольному камню истории музыки, ее «новому завету» в Зальцбурге обращаются не чаще одного раза в десятилетие, и каждый раз интерпретация бетховенского цикла обозначает наступление новой эпохи в исполнительском искусстве.
Итак, на главной мировой сцене уроженец Омска, возглавляющий оркестр в Берлине, сойдется с греческим дирижером во главе оркестра из Перми. Для того, чтобы признать эту встречу исторической, не обязательно даже уточнять, что она происходит в эпоху импортозамещения, санкционных войн и строительства стен на политических и культурных границах.
Дмитрий Ренанский, “Коммерсант”