Учащиеся Вагановской академии вместе со своим руководителем Николаем Цискаридзе приехали на гастроли в Японию.
Воспитанники в возрасте от 10 до 19 лет представляют на одной из самых престижных сцен Токио балет Чайковского «Щелкунчик».
В Стране восходящего солнца Академию Вагановой почитают эталоном балетного искусства, примером вековых традиций и преемственности поколений. Петербуржцев ждали давно – в 2011 году из-за цунами и аварии на Фукусиме гастроли не состоялись. В этот раз билеты были раскуплены задолго до приезда вагановцев.
В Японию Николай Цискаридзе привез около сотни своих лучших учеников – от 10-летних первоклашек до «без пяти-минут-звезд» большой сцены. Японские зрители ждали их приезда почти 8 лет.
Попасть на «Щелкунчика» Чайковского в постановке Василия Вайнонена 1934 года в исполнении артистов из Санкт-Петербурга – для здешних ценителей балета само по себе – предел мечтаний. Но главный секрет успеха нынешних гастролей – артисты. Поставить самую известную рождественскую сказку, в которой почти все партии исполняют дети, да еще на таком высоком уровне – такое под силу только Вагановской академии. Никакой другой театр в мире на это просто не способен.
Большинство ребят увидели Японию впервые. Вырваться в город удается буквально на пару часов. Николай Цискаридзе показывает ученикам любимые места в Токио – сколько раз он сам сюда приезжал, сказать уже невозможно. Считается, что если пройти под гигантским фонарем на «Воротах грома» токийского храма Сэнсодзи, очиститься дымом курительных палочек и допрыгнуть до 30-пудовой соломенной сандалии буддийского божества, то удача вам обеспечена. У Вагановского балета в этом смысле здесь – полный порядок.
В Японии у ребят – концерты в семи городах, включая обе столицы – Токио и бывшую – Киото. Нагрузки колоссальные, особенно если принять во внимание возраст артистов. Но внешне они это не показывают, их наставник – самый яркий пример того, что только такой ценой можно добиться успеха в балете.
И везде – аншлаг и бурные овации, а для Японии такой прием – дорогого стоит, потому что балетная публика здесь не такая, как в других странах.
«Она особенная потому, что очень насмотренная. Здесь, правда, есть большой конклав любителей балета. Очень большой. И еще, очень важно, когда приезжает школа – московская ли, питерская – не имеет значения, то они всегда присматриваются, они смотрят – кто же, в конце концов, будет через год-два приезжать уже с Большим или с Мариинкой»,
– объясняет народный артист России, ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе.
Именно поэтому словосочетание «вагановский балет» японскому зрителю известно не меньше, чем Большой или Мариинка. Нижинский, Уланова, Барышников, Нуреев, Лопаткина, Захарова и еще десятки артистов, благодаря которым русский балет известен всему миру, вышли из санкт-петербургской Академии.
Сегодня на сцене в Японии в роли Маши – Элеонора Севенард – праправнучатая племянница легендарной Матильды Кшесинской, тоже выпускницы Академии, которая тогда еще называлась императорским училищем. А в этом году старейшей в мире школе балета исполнится 278 лет.