Юкка-Пекка Сарасте и Раду Лупу исполнили произведения Л. Бетховена в Хельсинки.
В Хельсинки на сцене Дома Музыки состоялось выступление Финского камерного оркестра под управлением выдающегося дирижера современности Юкка-Пекка Сарасте. Этот коллектив был основан в 1990 году группой финских музыкантов, которые в тот период играли в ряде крупнейших музыкальных коллективов Финляндии. С оркестром в разное время сотрудничали такие известные дирижеры, как: Пааво Берглунд, Сакари Орамо, Окко Каму, Юха Кангас и Ханну Линту. С Юкка-Пеккой Сарасте, главным дирижером коллектива, музыканты всегда проявляют активность и увлечение в совместной работе.
В хельсинкском концерте наряду с Финским камерным оркестром принял участие румынский пианист Раду Лупу, легенда фортепианного исполнительского искусства. Свой нынешний концертный сезон артист проводит под знаком Бетховена. С разными оркестрами мира Раду Лупу исполняет пять фортепианных концертов немецкого классика. В апреле и марте Лупу играл уже Первый, Второй и Четвертый концерты вместе с Пааво Ярви, Сакари Орамо и Кристианом Тилеманом. Настал черед и финской публике услышать в интерпретации пианиста еще один бетховенский шедевр – Пятый «Императорский» концерт для фортепиано с оркестром ми бемоль мажор, соч. 73.
Знакомство Юкка Пекка Сарасте с Раду Лупу состоялось в начале 1990-х гг., когда музыканты выступили в совместных концертах с Венским симфоническим оркестром на исторической сцене Музикферайна. С тех пор узы творческой дружбы крепко роднят обоих артистов, вместе они неоднократно музицировали на разных сценах мира. Юкка-Пекку Сарасте вдохновляет игра Раду Лупу непритязательной манерой, искренностью и невероятной самоотдачей.
ЮККА-ПЕККА САРАСТЕ:
«Мне особенно приятно, что румынский пианист выбрал и наш оркестр в своем бетховенском цикле. Открывая любой из бетховенских шедевров, поражаешься естественному подходу Раду Лупу к драматургии сочинения. В случае с Пятым фортепианным концертом нам очень повезло, ведь Раду Лупу интуитивно вел за собой оркестр, ни на секунду не отвлекаясь от материала сочинения. Такой процесс я нечасто могу наблюдать на своих концертах».
Каждый раз, наслаждаясь фантастической игрой Раду Лупу, поражаешься его глубочайшему мастерству. Подобно ювелиру он высекает из клавиш рояля звуки неземной красоты. Интонирование фраз румынского пианиста сродни пению ангелов. Раду Лупу увлек и слушателей, и музыкантов Финского камерного оркестра постигнуть новые тайны музыкальной Вселенной Бетховена. Бережное и даже в какой-то степени аристократическое отношение к музыкальному материалу сочинения было заметно и в трактовке Юкка-Пекка Сарасте.
Также в программе концерта прозвучала увертюра из балета «Творения Прометея» и Седьмая симфония Л. Бетховена. Юкка-Пекка Сарасте провел детальную репетиционную работу с Финским оркестром, уделяя при этом внимание штрихам и динамике. Дирижер особенно сосредоточился на форме произведения, следуя при этом контрастности частей цикла.
Знаменитое Аллегретто (2-я часть симфонии) запомнилось светлой лирикой хора струнных, а следующее затем виртуознейшее Скерцо сменилось ликующим победным финалом.
Следующие выступления Финского камерного оркестра под управлением Юкка-Пекка Сарасте запланированы в конце июля, когда коллектив примет участие в традиционных летних концертах фестиваля «Музыкальная неделя в финском городке Экенасе».
Виктор Александров, Хельсинки (Финляндия), ClassicalMusicNews.Ru