19 февраля 2015 в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная воплощению в жизнь уникального мультимедийного проекта радиостанции «Орфей» – воссозданию, записи и концертному исполнению оперы Антона Аренского «Рафаэль».
Открывая пресс-конференцию, директор департамента культурного наследия Министерства культуры РФ М. А. Брызгалов подчеркнул важность сохранения нематериального культурного наследия России, в том числе и музыкального.
Проблема возвращения в активную культурную жизнь нематериальных ценностей должна быть решена с помощью конкретных проектов, одним из которых является работа радиостанции «Орфей» по возрождению и популяризации классической музыки. М.Брызгалов подчеркнул роль музеев в популяризации художественной культуры, причем большая роль в этом процессе должна уделяться виртуальному музею, который компенсирует недостаток возможностей по организации реальных мероприятий.
И. А. Герасимова, генеральный директор – художественный руководитель радиостанции «Орфей» рассказала об уникальных архивных документах, хранящихся в библиотеке радиостанции, о долгосрочном проекте возрождения культурного наследия России, связанном как с исследовательской работой, так и с исполнением ряда произведений, несправедливо забытых и крайне редко исполняемых. Такая деятельность дает возможность выхода и на зарубежных слушателей, популяризации отечественного культурного наследия в мировом масштабе.
На пресс-конференции выступили известные представители музыкального мира – директор Геликон-оперы Д. Бертман, директор Новой оперы Д. Сибирцев, ведущий научный сотрудник музея Чайковского в Клину П. Вайдман.
20 февраля 2015 состоялось концертное исполнение оперы. Антон Аренский также обратился к теме, столь важной для художников во все времена – теме красоты и любви, которая побеждает власть и насилие. Героем этой одноактной оперы стал великий гений Возрождения Рафаэль, имя которого предание связывает с Форнариной, простой девушкой, его натурщицей, естественная красота которой покорила художника. Вся опера, по сути дела, это выражение столкновения между свободой творчества художника, воспевающего красоту, воплощенную в образе возлюбленной, и кардинала Бибиены, представителя Власти, который считает, что может распоряжаться творческой и личной судьбой художника.
В Серебряном веке культ красоты и любви стоял на первом месте у творческих личностей, будь то поэты, художники или писатели. Живая, чувственная жизнь, которая одновременно является источником творчества и помехой сосредоточенному труду художника, воплощена в знаменитой «Песне певца за сценой», в которой прославляются чувственные восторги любви, причем мелодия основана на народных итальянских песнях, что придает очарование подлинности этому знаменитому фрагменту оперы.
Несомненно, «Рафаэль» – это видение художника Серебряного века далекой эпохи Возрождения, вовсе не претендующее на аутентичность, но выражающее свои эстетические идеи через идеализированную эпоху, представленную в духе символизма, столь любимого в век Аренского. Прекрасная музыка наполнена красотой реминисценций об итальянской песенной традиции и в то же время уводит нас в мир музыки ХХ века, использует все музыкальные средства для создания как нежной лирики, так и мощи финала, в которой участвует оркестр и хор, сливающиеся в апофеоз красоты, победившей все препятствия и прославившей на века Художника – своего создателя.
Исполнение оперы стало событием в музыкальной жизни на только Москвы, но и России в целом, поскольку оно является знаковым для процесса возрождения наследия русских композиторов, который начался в нашей стране благодаря усилиям тех, кто любит и ценит наследие нашей музыкальной культуры, в данном случае, радиостанции «Орфей», осуществившей мультимедийный проект восстановления, записи и исполнения «Рафаэля» (Подробнее о проекте см.: Кордюкова О. Мостик в прошлое – шаг в будущее// Музыкальная жизнь, №1, 2015. С.44).
После колоссального труда, связанного с восстановлением и оцифровкой текста оперы, записью на диск, «Рафаэль» был представлен публике в концертном исполнении. На сцене – симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением С. Кондрашева, Академический Большой хор «Мастера хорового пения» под руководством профессора Л. Конторовича и солисты.
В партии Рафаэля – великолепная Агунда Кулаева, которая создала и продолждает создавать прекрасные образы в оперном репертуаре на сцене Новой оперы, а теперь и Большого театра. Партия Рафаэля была изначально напеисана для женского голоса, и певица, в документальном фильме о создании «Рафаэля», который был показан перед исполнением, сказала, что она считает, что женский голос способен передавать более тонкие оттенки чувств, характеризующие образ художника.
В партии Форнарины выступила Ольга Ионова. На наш взгляд, дуэту не хватало контраста маскулинности, необходимой для образа художника, уже зрелого человека (не юноши, которых по традиции исполняют женские голоса, Керубино или Зибель). Женственность и красота Агунды Кулаевой, при всем ее мастерстве и очаровании, мешает созданию представления о маскулинном начале, необходимом для состоявшегося художника, каким был Рафаэль, при всей его тонкой одухотворенной красоте.
Возможно, дуэт был бы более убедительным, если бы в нем звучало очень нежное сопрано, которое бы контрастировало с меццо. Мои размышления нисколько не умаляют достоинств исполнительниц, он скорее касаются трансформаций формы в различных контекстах, причем такого рода трансформации обусловлены не только и не столько музыкальными, сколько общекультурными факторами.
Совершенно великолепно прозвучала «Песня певца за сценой» в исполнении молодого и перспективного тенора Алексея Татаринцева, который уже успел себя зарекомендовать в теноровых партиях в театре «Новая опера». Свободно льющийся голос, подхваченный хором, создавал впечатление неги и страсти, которыми исполнен воздух Италии, призыва к чувственным радостям, которые и есть смысл жизни. Появление такого замечательного тенора – большая радость для оперной сцены, поскольку исполнитель, обладающий как вокальными, так и артистическими данными и внешностью, соответствующей героям-тенорам – редкость, и у Алексея есть все данные, чтобы иметь большое будущее на оперной и концертной сцене.
Николай Диденко в роли Кардинала соответствовал той роли Фигуры власти, которая вначале «давит» авторитетом, а потом, покоренная силой искусства, отступает и отказывается от своих прерогатив решать судьбы художника.
Хор и оркестр создали ту атмосферу, которая превратила оперу в некий смешанный жанр, включающий элементы симфонической поэмы, оперы, еще чего-то неизведанного, к чему стремились русские композиторы рубежа веков. Я спросила П. Е. Вайдман, доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника музея-заповедника Чайковского в Клину, с каким другим произведением может сочетаться исполнение «Рафаэля», и она напомнила, что написана опера была по случаю открытия Третьяковской галереи, и возможности ее исполнения в контексте самых разных культурных событий очень широки.
Исполнение оперы – подарок радио «Орфей», спонсора – ОАО «Э.ОН Россия» московским любителям музыки, а возможности радиостанции сделают это замечательное произведение доступным и европейским слушателям. Доброе начало программе «Возрождаем музыкальное наследие России» было положено, надеемся на новые проекты, и на возрождение прекрасной русской музыки, достойной нашей любви.
Екатерина Шапинская