Первая мировая война – лейтмотив Зальцбургского фестиваля, открывшегося в родном городе Моцарта. Этот музыкальный и театральный форум всегда был зеркалом Европы.
Зальцбург – это по-прежнему сердце старой, даже очень старой Европы. Все, у кого есть деньги, светские амбиции, любовь к опере или хотя бы новое платье, подумывают об участии в этой традиционной летней ярмарке тщеславия на фоне смотра музыкального театра (или наоборот).
Решение генерального директора фестиваля Александра Перейры (Alexander Pereira) открывать фестиваль не шикарной оперной премьерой, как это бывало прежде, а неделей духовной музыки – “Ouverture spirituelle” – следует считать программным. “Мы не только вспоминаем о двух мировых войнах пошлого века, – заявил Перейра на церемонии открытия фестиваля в прошедшую пятницу, 18 июля, – но и демонстрируем нашу солидарность с жертвами войн сегодняшних”. После заявления прозвучала оратория “Сотворение мира” Йозефа Гайдна (Joseph Haydn).
Качество и количество
В этом году фестиваль в Зальцбурге начался на неделю раньше обычного и стал длиннее на эту самую неделю. Это – первое из нововведений Александра Перейры, который организует фестиваль в третий и последний раз. В результате пролонгации число мероприятий основной программы возросло до 270. Второй амбициозный проект Перейры – принципиальная установка показывать в Зальцбруге только новые оперные постановки (в этом году их будет пять).
Результат радикальных действий радует далеко не всех. Критики амбициозного директора указывают на падение наполняемости залов с 95 до примерно 90 процентов (при некотором общем росте абсолютного числа посетителей) и устрашающую “безбрежность” фестиваля, которая по душе далеко не всем. Зальцбургская публика ценит уют и возможность посмотреть все премьеры за одну неделю. Кроме того, фестиваль существенно подорожал и, несмотря на рост спонсорских вложений, испытывает перманентные сложности с финансированием.
“Война войне!”
Зальцбургский фестиваль – дитя Европы XX века и ее же зеркало. Первый фестиваль прошел здесь в 1920 году. Инициаторами его основания (в качестве прогрессивной альтернативы неизменно консервативному вагнеровскогому фестивалю в не слишком отдаленном Байройте) стали писатель и либреттист Гуго фон Гофмансталь (Hugo von Hofmannsthal), режиссер Макс Рейнхард (Max Reinhardt) и композитор Рихард Штраус (Richard Strauss). Друзья и единомышленники надеялись, что музыка даст новую перспективу истерзанной войной Европе. Кроме того, за идеей фестиваля стоял мощный пацифистский посыл: война и культура совершенно не совместимы. Символическая деталь: в подготовке сцены для первого представления мистерии Гофмансталя “Имярек” (с тех пор постановка – неизменная часть фестивальной программы) использовались доски, оставшиеся после разборки лагеря для военнопленных под Зальцбургом.
“Кавалер розы” и другие
Первая мировая война является лейтмотивом программы фестиваля этого года.
В центре оперной программы – премьера нового музыкально-драматического спектакля современного французского композитора Марка-Андре Дальбави, посвященного еврейской художнице и поэтессе Шарлотте Саломон (Charlotte Salomon). Творчество Саломон, погибшей в Освенциме на пятом месяце беременности, было открыто сравнительно недавно и потрясло европейский мир. В частности, на последней “Документе” в Касселе была показана ее душераздирающая серия автобиографических рисунков-наблюдений о Холокосте.
С нетерпением ожидается и премьера культовой оперы Рихарда Штрауса “Кавалер розы”, которую на сей раз ставит ветеран немецкой оперной режиссуры Гарри Купфер (Harry Kupfer), начинавший свою карьеру в послевоенные десятилетия в ГДР. Почти одновременно с премьерой в Зальцбурге Купфер отпразднует свое 79-летие.
Анастасия Буцко, “Немецкая волна”