Владимир Юровский – дирижер-первооткрыватель. По первой специальности он музыковед, а потому любит знакомить публику с малоизвестными именами и сочинениями. На этот раз выбрал австрийского композитора Александра Цемлинского.
Владимир Юровский – дирижер-первооткрыватель. По первой специальности он музыковед, а потому любит знакомить публику с малоизвестными именами и сочинениями. На этот раз выбрал австрийского композитора Александра Цемлинского.
В Большом зале столичной консерватории прозвучала “Лирическая симфония” на стихи Рабиндраната Тагора. В одну программу с Цемлинским дирижер включил Второй концерт Брамса. Неожиданно? У Владимира Юровского ничего случайного в концертах не бывает. Рассказывают “Новости культуры”.
Уж если Владимир Юровский сам стулья для скрипачей на сцене двигает, то не стоит удивляться тому, с каким вниманием он относится к каждой ноте. Будь то Цемлинский, которого оркестр играет впервые, или Брамс, который входит в репертуарный джентльменский набор любого симфонического коллектива.
Цемлинский – центральная фигура вечера. Без него, считает Владимир Юровский, в ХХ веке развитие музыкального искусства пошло бы иным путем. Он мостик от немецко-австрийского романтизма к ново-венской школе.
“Он учился у Брамса, при этом сам был учителем Шенберга”, – поясняет художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Евгения Светланова.
Именно поэтому в программе вечера появился Брамс. Исполнить его Второй концерт Владимир Юровский пригласил австрийского пианиста Рудольфа Бухбиндера – пианиста с интересным хобби. Он собирает композиторские автографы сочинений, их факсимиле, первые издания.
“У меня есть копия авторской партитуры Второго концерта Брамса. Там есть пометки, сделанные его рукой”, – отмечает Рудольф Бухбиндер.
В этот вечер маэстро отказался от традиционного вступительного слова. А жаль. О жизни и творчестве Цемлинского сложно найти информацию на русском языке. А о композиторе есть, что рассказать. Он был крупным дирижером своего времени, одним из лучших интерпретаторов Моцарта.
Связывать биографию и творчество композиторов, дело неблагодарное, но Цемлинский – исключение. Взаимосвязь его личной жизни и музыки очевидна, считает Юровский.
“Цемлинский был влюблен в свою ученицу Альму Шиндлер. Она была намного его моложе, красива и принадлежала к самоу обеспеченному и известному кругу богратой интеллигенции Вены. В нее был влюблен Густав Климт. Она долгое время давала Цемлинскому повод, что он сможет на ней жениться. В 1904 году Альма Шиндлер вышла замуж, но не за него, а за Густава Малера. Стала Альмой Малер”, – рассказывает он.
Несмотря на это обстоятельство, Цемлинский сохранил уважительное отношение к Густаву Малеру. Но во всех сочинениях композитора слышится отзвук той личной трагедии. Даже 20 лет спустя, в “Лирической симфонии”, написанной на стихи Рабиндраната Тагора. Владимир Юровский считает ее своеобразным посвящением Густаву Малеру.