В 9-й раз в Москве проходит Международный фестиваль Vivacello.
В этом году он посвящен памяти Наталии Шаховской – выдающегося педагога и первой-женщины-виолончелистки, добившейся успеха на международных конкурсах.
“Без неё невозможно представить себе русскую виолончельную школу”,
– говорит художественный руководитель Vivacello Борис Андрианов.
Поприветствовав Бориса Андрианова, художественного руководителя фестиваля, Ксавье Филиппс спешит в артистическую. Репетировать. Ему открывать фестиваль.
На смотре он выступает впервые. Должен был исполнять сочинение своего соотечественника Анрии Дютийе. Но уже в Москве, за день до концерта, решил – играть будет русскую музыку.
“Первый концерт для виолончели с оркестром Шостаковича. Это один из моих самых любимых композиторов. Понимать его, исполнять его, исполнять русскую музыку – этому я учился на занятиях у самого Мстислава Ростроповича”,
– рассказал виолончелист Ксавье Филиппс.
Маэстро отметил французского музыканта на международном конкурсе виолончелистов Ростроповича в Париже. Позднее они выступали на одной сцене – Ксавье солировал, Ростропович дирижировал.
Борис Андрианов: “Неважно, чем ты занимаешься, важно, чтобы люди шли за тобой”
На этом концерте за пультом оркестра “Новая Россия” – американец Джон Аксельрод. Дирижирует и премьерой – сочинением Майкла Бёркли.
“Мой концерт для виолончели c оркестром – сочинение эмоционально сложное, когда писал, вспомнилась поездка в Москву в начале 80-х, как пели в православном храме. Эта музыка – воспоминания о дорогих мне людях, которых больше нет”,
– объяснил композитор Майкл Бёркли.
Произведение Бёркли писал, ориентируясь на игру Бориса Андрианова. Чтобы выучить, у виолончелиста было две недели.
Композитор и в день концерта внес свои коррективы. Сочинение, созданное специально для фестиваля Vivacello – это традиция.
За годы, что существует смотр, появилось восемь новых виолончельных произведений, к которым музыканты, время от времени, возвращаются.