В столичной филармонии на сцене зала им. Чайковского с единственным концертом выступил Государственный академический хор «Латвия» под управлением Мариса Сирмайса.
Заключительный концерт филармонического абонемента «Грани бессмертия. Великие произведения ораториального жанра» состоялся на сцене Концертного зала им. Чайковского. Перед слушателями выступил один из лучших коллективов мира -Государственный академический хор «Латвия» (художественный руководитель и дирижер – Марис Сирмайс).
Репертуар этого хора безграничен: от кантатно-ораториальных жанров, опер и камерно-вокальных опусов раннего Ренессанса до современных композиций. Хору посвящают свои произведения выдающиеся композиторы современности: Арво Пярт, Рихард Дубра, Петерис Васкс и Георгий Пелецис.
На фестивалях в Люцерне и Рейнгау коллектив исполнил масштабное сочинение Р. Щедрина «Запечатленный ангел», после чего композитор назвал хор «Латвия» одним из лучших в мире.
Хор ежегодно дает десятки концертов за рубежом, регулярно выступает в Латвии, в том числе и на рижском международном фестивале духовной музыки. В ноябре 2013 года коллектив участвовал в исполнении Второй симфонии Г. Малера «Воскресение» с Королевским оркестром Консертгебау под управлением Мариса Янсонса в Москве и Санкт-Петербурге.
И вот новая встреча – на сей раз с бессмертными Мотетами И. С. Баха и русской музыкальной «иконой» – литургией Р. Щедрина «Запечатленный ангел». Уникальная в своем роде программа является премьерной для гостей с берегов Балтики. Мариса Сирмайса вдохновила идея пересечения стилистических контрастов полифонии барокко и русского хорового письма.
Марис Сирмайс:
«Мы никогда еще не исполняли в рамках одной концертной программы мотеты И. С. Баха и литургию «Запечатленный ангел» Р. Щедрина. С одной стороны это конечно оригинальная программа. Самым сложным для меня представлялась разница эмоционального диапазона. То, что должен ты создать, например, в музыке Баха – это все держится в определенных рамках.
Но ведь, если обратить внимание на партитуру Щедрина, то просто поражаешься такой большой свободе композиторского письма. Большая редкость, когда в его партитурах можно наблюдать тактовые линии.
«Запечатленный ангел» для меня – квинтэссенция всего таланта и гениальности композитора. Она свидетельствует не только об огромном богатстве русской души, но и отражает тот неисчерпаемый кладезь сокровенных традиций русской духовной музыки. И ведь из этого-то и формируется высокое качество европейской культуры. Синтез, присутствующий в музыке Щедрина, является настолько глубоким для меня, что я могу просто плакать на сцене во время исполнения.
Конечно, требуется масса усилий для каждого исполнителя при подготовке к такой сложнейшей хоровой фреске как «Запечатленный ангел». Ведь эти безумные и абсолютные контрасты динамики на протяжении всего литургического цикла требуют особого молитвенного сосредоточения. Ты должен быть полностью погружен в материал сочинения и ничто не должно отвлекать тебя, идет постоянная и напряженная работа мысли.
И еще здесь очень важен вопрос интонации, ведь солирующая флейта в ритурнелях между хоровыми частями цикла воспринимается иногда как очень добрый, а иногда и недобрый учитель, который все время проверяет и показывает публике: «А вот хористы, способны ли сохранять правильную интонацию, или нет?» Я думаю, что мы достойно справились сегодня с этим»
В мотетах И. С. Баха «Jesu, meine Freude» («Иисус – моя радость») и «Komm, Jesu, komm» («Приди, Иисус, приди») приняли участие музыканты камерного оркестра «Musica Viva» (оба духовных сочинения были посвящены 330-летию со дня рождения великого композитора).
Поразительно было наблюдать за чистотой и ясностью интонаций латвийского хора, как были тщательно проработаны полифонические разделы цикла и безупречна артикуляция.
«Запечатленный ангел» Родиона Щедрина (по одноименной повести Николая Лескова) – произведение, требующее максимальной концентрации внимания и глубочайшего сосредоточения. Наряду с «Всенощной» С. Рахманинова и «Перезвонами» В. Гаврилина литургия Р. Щедрина входит в сокровищницу хорового наследия русской музыкальной культуры прошлого столетия.
Композитор использовал в сочинении канонические церковно-славянские тексты, драматургия которых контурно связана с лесковским словом.
«Прямых сюжетных связей с литературным первоисточником здесь нет»
– замечает Родион Щедрин.
«Между тем, заглавная идея магической, возвышающей силы искусства посильно трактована средствами языка музыкального»
Действительно, музыка «Запечатленного ангела» духовна по сути.
Полнозвучный хор способен увлечь слушателя, заставить сопереживать его и молитвенно созерцать. Щедрин не раз отзывался о могучей и созидательной силе хора, способного пусть даже и на какое-то мгновение изменить сознание человека, пришедшего на концерт, или в храм.
Композитор ввел в партитуру свирель, которая оттеняет интерлюдиями хоровые части цикла. Партию флейты проникновенно исполнила Марина Рубинштейн. Особой похвалы удостоились и юные солисты Хорового училища им. А. В. Свешникова – Николай Абрамов (дискант) и Богдан Липатов (альт). Детские голоса использованы Щедриным в обретении света и надежды, как символ нетленной красоты.
С последними звуками песнопения “Ангел Господен” флейтовые созвучия словно исчезли в небытие, и в зале воцарилась продолжительная тишина.
Музыка еще продолжала жить…
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru