Неделя культуры Великого Герцогства Люксембург в России открылась гастролями Люксембургского филармонического оркестра. Один из именитых оркестров Европы уже бывал с концертами в нашей стране. В прошлом году он отметил 80-летний юбилей. Коллектив был основан в 1933 году на базе Люксембургского радио. С тех пор этот оркестр является неотъемлемой частью культуры своей страны. В 1996 году он закрепил за собой статус государственного, а в 2012 — филармонического. С 2005 года постоянной резиденцией оркестра является современный архитектурный комплекс, соответствующий лучшим параметрам акустики — Большой концертный зал Люксембургской филармонии.
Оркестр ведет интенсивную концертную деятельность и гастролирует на сценах ведущих залов мира: Плейель в Париже, Консертгебау в Амстердаме, Берлинской филармонии, Мюнхенском Гастайге, Венском Концертхаусе и многих других. Люксембургский филармонический оркестр обладает специфическим мягким обволакивающим звучанием. И в этом немалая заслуга художественного руководителя коллектива Эммануэля Кривина, наставником которого был великий Карл Бем.
Впечатляет перечень наград в области звукозаписи. Только за последние шесть лет оркестр был удостоен Гран-при Академии Шарля Кро, премий Victoires, «Золотой Орфей», «Золотой диапазон», «Шок», «Телерама», Премии немецких критиков, Pizzicato Excellentia, Pizzicato Supersonic, IRR Outstanding, BBC Music Choice, Classica R10. Международная пресса по праву называет Люксембургский филармонический «элегантным оркестром, с богатой палитрой красок».
К сожалению, по причине болезни, Эммануэль Кривин не смог прилететь в Россию. Его заменил наш соотечественник, петербургский маэстро Василий Синайский. Он хорошо знаком с этим оркестром уже более 20 лет, не раз проводил концерты в Люксембурге и прекрасно чувствует природу звука этого коллектива.
В программе первого концерта произошли изменения. Вместо заявленной симфонической картины «Русалочка» Александра фон Цемлинского Люксембургский филармонический оркестр исполнил Восьмую симфонию Антонина Дворжака. Музыканты интуитивно следовали за дирижером, неукоснительно выполняя все его требования и указания. Симфония засверкала новыми красками, оказалась цельной и выстроенной по форме.
Наряду с произведениями Антонина Дворжака и Иоганна Штрауса (сына), чей Вальс «Сказки Венского леса» открыл музыкальную программу вечера, звучала музыка Фридерика Шопена. Во Втором фортепианном концерте солировал Николай Луганский. Легкий, почти невесомый аккомпанемент Люксембургского филармонического оркестра идеально сочетался с лирико-созерцательной манерой игры Луганского. Василий Синайский установил идеальный контакт между солистом и оркестром. Немногим дирижерам сегодня удается так мастерски вести линию аккомпанемента.
На следующий день Люксембургский филармонический оркестр представил еще одну программу, составленную из произведений Л. Бетховена и Г. Берлиоза. Победительница престижного Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе латвийская скрипачка Байба Скриде невероятно популярна в мире, однако редко играет в Москве. Тем ответственнее было ее появление на филармонической площадке российской столицы со Скрипичным концертом Л. Бетховена.
Байба Скриде играет на скрипке Страдивари Ex Baron Feilitzsch (1734), предоставленной ей самим Гидоном Кремером. Скрипачка порадовала полетным романтическим звуком, полным неги и очарования. Оркестр под руководством Василия Синайского гармонично вторил игре солистки.
Фантастическая симфония Гектора Берлиоза («Эпизод из жизни артиста») стала кульминацией гастролей люксембургских музыкантов. Декоративное, насыщенное звучание оркестра, мастерство солистов и волевой темперамент Василия Синайского никого из слушателей не оставили равнодушным. В награду за это Люксембургский оркестр расщедрился заслуженным бисом и исполнил меланхоличный Славянский танец соч. 72 «Думка» А. Дворжака.
После Москвы гастрольный маршрут Люксембургского филармонического оркестра протянется до Санкт-Петербурга. 12 и 13 апреля музыканты под управлением Василия Синайского представят те же самые программы на сцене Концертного зала Мариинского театра.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.ru