Валерий Афанасьев – давно уже французский пианист, живущий сейчас в Бельгии, – 25 февраля 2016 года сыграл в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского концерт Моцарта № 27 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор К. 595.
Аккомпанировал ему Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова под управлением латвийского дирижёра Андриса Поги.
Своё выступление, как и сольный концерт 22 февраля в зале «Филармония-2», Валерий Афанасьев посвятил 100-летию со дня рождения своего учителя Эмиля Гилельса.
Во втором отделении прозвучала симфония № 4 Иоганнеса Брамса. Интересен был весь концерт.
Исполнением 27-го концерта Моцарта Валерий Афанасьев подтвердил свои возможности удивлять слушателей неординарностью интерпретаций известной классики. Можно назвать его игру экстравагантной, но она не самоцель, а способ раскрытия новых смыслов знакомых сочинений. И опять, как и в клавирабенде 22 февраля 2016, подкупала невероятная ритмическая свобода его музицирования – не выходящая, однако, за рамки общей формы произведения.
При игре в ансамбле или с оркестром эти рамки жёстче, чем в сольном выступлении. Широта этих рамок обычно определяется умением и – что очень важно – желанием дирижёра. К сожалению, многие дирижёры желают подгонять солистов под свой ранжир, не считаясь с тем, что в инструментальных концертах роль солиста, по меньшей мере, не уступает роли оркестра, а зачастую и превосходит её.
В этом смысле Валерию Афанасьеву и слушателям очень повезло. Андрис Пога продемонстрировал потрясающую гибкость и точность в аккомпанементе. Он мгновенно подхватывал все ритмические изыски, предлагаемые солистом.
Со стороны казалось, что дирижёр и солист давно знают друг друга, что их дуэт отработан годами. Но это впечатление оказалось обманчивым. Встреча Афанасьева и Поги была первой и вылилась всего лишь в две репетиции. Высокий профессионализм показал и оркестр, очень чутко подхватывавший указания руки дирижёра.
В рецензии на клавирабенд Афанасьева 22 февраля 2016 я писал о его магическом умении влиять на течение времени. Оно было слышно и в 27-м концерте Моцарта. Но максимально этот эффект проявился в исполненной на бис Фантазии ре минор К. 397 Моцарта.
Возникло впечатление почти полной остановки времени. Этому способствовал необычайно медленный темп – обычно эта фантазия длится минут шесть, у Афанасьева около семи минут. На таком коротком отрезке времени увеличение длительности на одну минуту очень заметно. Увеличили длительность, главным образом, паузы между фразами. Казалось, что Афанасьев разобрал фантазию на отдельные фразы и во время этих пауз Афанасьев или пальцами ощупывал каждую музыкальную фразу, или рассматривал её, прежде чем вставить в нужное место в тексте.
Вероятно, у любого другого пианиста такой темп и бесконечные остановки вызвали бы только скуку. У Афанасьева же они служили нарастанию внутренней напряжённости всей Фантазии.
Для меня эта Фантазия Моцарта осталась самым ярким впечатлением двух вечеров Валерия Афанасьева.
Во втором отделении концерта 25 февраля Госоркестр им. Е. Ф. Светланова под управлением Андриса Поги великолепно исполнил Четвёртую симфонию Иоганнеса Брамса.
Московские слушатели познакомились с Андрисом Погой 2 апреля 2015 года, когда он выступил с Лозаннским камерным оркестром на закрытии VI Фестиваля Ростроповича. Пога – единственный лауреат первой премии Международного конкурса дирижёров им. Евгения Светланова в Монпелье 2010 г. (в другие годы проведения этого конкурса первая премия не присуждалась).
Он был ассистентом дирижёра в Бостонском симфоническом оркестре и Оркестре де Пари. С 2013 года Андрис Пога – главный дирижёр Латвийского национального симфонического оркестра.
Исполнение им Четвёртой симфонии Брамса было совершенно по форме. Она не распалась на отдельные части, а прозвучала как единое, внутренне уравновешенное целое.
Симфония воспринималась как мощный поток – сродни Дунаю, на котором расположена Вена. Дирижёру удалось великолепно передать широкое дыхание, свойственное симфоническому творчеству Брамса. Очень удачны и сбалансированы были все темпы.
Прекрасно показал себя в симфонии Брамса Госоркестр, великолепно сбалансированный в группах. Особо стоит отметить прекрасное звучание струнных и необычайно чистый звук медных духовых.
По размерам Четвёртая симфония Брамса монументальна, но её сорок три минуты пролетели незаметно, настолько Андрис Пога и Госоркестр им. Светланова завладели вниманием зала.
Владимир Ойвин