Масштабные гастроли симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева завершились в эти дни марафоном из произведений Сергея Прокофьева на сцене Римской Национальной Академии Санта-Чечилия.
В итальянскую столицу петербургские музыканты прилетели из Москвы, где выступили с мемориальным концертом памяти президента концерна Total Кристофа де Маржери.
Ну а первую декаду месяца оркестр Мариинки провел в странах Азии: Тайване и Китае.
В Пекине на сцене Национального центра исполнительских искусств (NCPA) впервые состоялся «Фестиваль Прокофьева». Кульминацией проекта стал концерт российско-китайского молодежного оркестра под управлением маэстро Валерия Гергиева.
Этот коллектив был создан в рамках международного проекта “Годы дружественных молодежных обменов России и Китая 2014/2015”. Оркестр был сформирован из 50 российских и 63 китайских молодых исполнителей, прошедших серьезный конкурсный отбор.
Мариинский театр активно сотрудничает с Китаем уже долгое время. Прославленный российский коллектив во главе с маэстро Гергиевым открывал Национальный центр исполнительских искусств в 2008 году – оперой А. П. Бородина “Князь Игорь”. Еще одним плодом совместных усилий в 2014 году стала российско-китайская постановка оперы П. И. Чайковского “Евгений Онегин”.
Беседа с художественным руководителем-директором Мариинского театра Валерием Гергиевым состоялась в Самаре в ходе концертов VII музыкального фестиваля «Мстиславу Ростроповичу». В один из старинных городов Поволжья оркестр прилетел чартерным самолетом из заснеженного Ханты-Мансийска, где накануне выступил в Концертно-театральном центре «Югра-Классик».
В Самарском академическом театре оперы и балета оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал три концерта, один из которых стал по традиции благотворительным. Он был адресован в первую очередь детской аудитории.
– Валерий Абисалович, декабрьские гастроли Мариинского оркестра в странах Азии завершили Ваши выступления с российско-китайским молодежным симфоническим оркестром.
Открытие новых имен в Азии становится все более заметным явлением мировой концертной индустрии. При сумасшедшей популярности Ланг Ланга в Поднебесной немало и других талантливых пианистов, среди которых Чжанг Хаочен. Услышит ли этого молодого виртуоза в скором будущем российская публика?
Валерий Гергиев:
«С Ланг Лангом мы играли в Тайбее (Тайвань). Что касается Хаочена, то, безусловно, я постараюсь привезти этого талантливого пианиста в нашу страну. Возможно, это будет его сольное выступление, или сыграет с оркестром на одном из наших фестивалей в Мариинском театре. А пока мы с ним наметили ближайшие концерты в Филадельфии, где я буду дирижировать Филадельфийским симфоническим оркестром.
В Пекине Чжанг Хаочен очень энергично и броско играл Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьева. В списке пианистов, с которыми я исполнял этот сложнейший концерт: Ефим Бронфман, Горацио Гутьеррес, Александр Торадзе, Южа Ванг, из музыкантов старшего поколения: Николай Демиденко и Владимир Крайнев. Я думаю, что в этой когорте имен молодой китайский юноша со своей неординарной интерпретацией музыки Прокофьева никак не должен затеряться»
– Фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» стал уже заметным явлением не только в культурной жизни Поволжья, но и для всей страны…
Валерий Гергиев:
«Мы в очередной раз посвящаем этот фестиваль Мстиславу Леопольдовичу, потому что верим в те же идеалы и ту правду, в которую верил и он. Меня в последнее время терзает одна мысль, связанная с гражданским подвигом этого гениального артиста и потрясающего человека. Я подумал, а что бы сегодня, в создавшейся политической ситуации, сказал Ростропович с высоты своего гражданского величия?
Посвящение Ростроповичу – это не громадная марафонская дистанция фестиваля, а три полных самостоятельных концерта с обширной программой, составленной из музыки Сергея Прокофьева, Клода Дебюсси и Модеста Мусоргского, а также Пятой симфонии Густава Малера, которую мы здесь еще никогда не играли, зато исполняли четыре другие его симфонии. Будет хорошо, если нам удастся вместе с коллективом Самарской оперы подготовить Восьмую симфонию («Симфонию тысячи участников»). Главное, в чем я вижу важность обращения к этому произведению – чтобы не только Самара, но и весь регион выставил 200, а еще лучше 300 детских голосов, чтобы дети выучили и спели на латыни или на немецком эту сложнейшую партию.
Уверен, что исполнение Восьмой симфонии Малера может стать кульминацией одного из следующих наших приездов в Самару»
В программе благотворительного концерта симфонического оркестра Мариинского театра прозвучали Первая «Классическая» симфония Сергея Прокофьева и его же симфоническая сказка для детей «Петя и волк».
На следующий день маэстро Валерий Гергиев представил самарским зрителям еще две разноплановые программы, одна из которых была посвящена сочинениям Клода Дебюсси и Модеста Мусоргского.
Перед гением русской музыки французский импрессионист всегда преклонялся, а современник Дебюсси Морис Равель сделал блестящую оркестровку фортепианного цикла Мусоргского «Картинки с выставки». Для оркестра Мариинского театра это одно из самых выигрышных произведений русской классики.
Вот и в самарском концерте коллектив маэстро Гергиева сотворил чудеса, поражая пестрой палитрой тембров, широким объемным звуком и безупречной техникой игры.
Каждая из пьес цикла наделена определенными характеристиками персонажей, жанровыми зарисовками. Слушая виртуозные соло каждого из солистов петербургского оркестра, воочию представлялись образы гартмановских картин: будь то неуклюжий Гном, или летящая Баба-Яга, два еврея – богатый и бедный; фантастический балет невылупившихся птенцов, романтическая идиллия Старого замка, или беззаботная игра шаловливых детей в саду Тюильри.
Валерий Гергиев достиг в интерпретации шедевра Мусоргского прозрачности фактуры, четкого баланса в ансамблевой игре оркестра. Примерно те же самые ощущения возникли и от исполнения произведений Клода Дебюсси.
Прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна» (по эклоге Стефана Малларме) представляет собой тончайшую звукопись музыкального импрессионизма, своего рода античную идиллию. Благодаря орнаментальному соло флейты артистки оркестра Татьяны Хватовой, полного неги и изящества, в парящем аккомпанементе оркестра установилась атмосфера покоя и тишины. Образные ассоциации невольно напрашивались сами собой. Такая сладкая истома чувств будто растворялась в аромате цветов безмятежного ликования природы.
Время постепенно замирало, но по плавно движущимся рукам Валерия Гергиева несложно было догадаться, что музыка еще продолжала звучать до своего полного угасания. Три симфонических эскиза «Море» Клода Дебюсси, продолжившие вечер, еще один образец музыкальной живописи импрессионизма. Здесь французский композитор достиг небывалых высот, запечатлев свои лучшие находки из области ассоциации зрительных и слуховых образов.
Импульсивности харизматичного Валерия Гергиева можно было лишь поражаться на протяжении всего сочинения. Игры волн, бушующая стихия, солнечная идиллия на фоне тихой и спокойной водной глади моря поочередно сменяли друг друга. Каждый из солистов оркестра был неотъемлемым участником этого захватывающего морского действа.
Кульминацией программы самарского фестиваля «Мстиславу Ростроповичу» стала Пятая симфония Густава Малера. Пылкая драма чувств с ее горестями и проблесками надежды – одна из характерных особенностей гергиевского прочтения столь масштабной партитуры австрийского симфониста. Дирижер будто рассекал своей вулканической энергией плоскости эпопеи Малера, увлекая слушателя в этот водоворот страстей.
Гергиев исследовал звучащую материю произведения и делал это весьма не безуспешно: в каждой из частей цикла, в особенности в рондо-финале высветились до мельчайших деталей нюансы фактурных сплетений, динамика фраз и темповых контрастов.
Возвращаясь к титанической работе коллектива Мариинского театра, не перестаешь удивляться фанатической преданности артистов своему делу и беззаветному служению музыке.
– Валерий Абисалович, подводя итоги года Культуры в России, Мариинский театр по праву занимает лидирующие позиции: концерты оркестра в 29 городах в 25 регионах страны, из них свыше 60 выступлений носили благотворительный характер…
Валерий Гергиев:
«Московский Пасхальный фестиваль действительно в этом году побил все рекорды! Позади – десятки тысяч километров нелегкого пути, что для коллектива стало настоящим боевым испытанием.
Многочисленные благотворительные концерты в отдаленных уголках нашей страны были адресованы детской аудитории, учащимся и преподавателям музыкальных учреждений. Памятны выступления и в Домах офицеров, например, мы впервые играли в Североморске и Князе-Волконском гарнизоне под Хабаровском. А в Оренбурге, несмотря на непростой график, мы с большим удовольствием устроили дополнительное выступление для детей. Такие концерты необходимо делать и, слава Богу, у нас пока хватает сил на это, мы обязательно будем продолжать двигаться в заданном направлении»
Виктор Александров, Ханты-Мансийск – Самара, ClassicalMusicNews.Ru