В Большом зале консерватории прошел концерт Симфонического оркестра, хора и солистов Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Прославленный дирижер представил на суд ценителей прекрасного программу из произведений Игоря Стравинского.
Четыре фортепиано, солисты, хор, ударные установки и Валерий Гергиев за дирижерским пультом. “Свадебку” Игоря Стравинского в Мариинском театре исполняют еще и с балетом, но в Московской консерватории он просто не поместился. Это смелое переложение народных песен Валерий Гергиев – вслед за Сергеем Дягилевым — называет “самым русским” произведением композитора. Стравинский написал его в 1923 году, в Париже, когда все еще надеялся вернуться на родину.
На концерте зрителей немного, зато какие — Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Наталья Солженицына пришли послушать вживую произведения, чья запись на лейбле “Мариинский” в прошлом году удостоилась престижной награды International Classical Music Award в Каннах – за лучшую работу хора – и “пять звезд” от авторитетного британского издания Opera Magazin.
Майя Плисецкая, Народная артистка СССР:
“У Стравинского всегда было огромное количество энергии! Сейчас мы это почувствовали. И потом, знаете, изумительные певцы, изумительный оркестр, на рояле все четверо. И, конечно, Гергиев гениальный”.
Опера-оратория Игоря Стравинского “Царь Эдип” для чтеца, солистов, хора и оркестра. На сцене рассказчик — актер Александр Маскалин – декламирует на русском языке. На диске же лейбла “Мариинский” звучит голос Жерара Депардье. Такого чтеца, считает Валерий Гергиев, сам Стравинский бы одобрил, ведь либретто к опере писал другой знаменитый француз – писатель, художник и режиссер Жан Кокто.
“Стравинский написал его, рассчитывая на исполнение во франкоязычных странах. И оригинал этого произведения начинается с такой реплики: “Spectateur!”. Это “зритель”. Чтец обращается к зрителю, потом появляются персонажи, музыка. Мы собираемся с Жераром Депардье работать буквально через десять дней в Париже, исполнять тоже “Царя Эдипа”,
— рассказал Валерий Гергиев, дирижер, художественный руководитель Мариинского театра.
По замыслу Стравинского все арии – на латыни. В заглавной партии – тенор Сергей Семишкур. В прошлом – пианист и дирижер хора, сейчас — один из ведущих солистов Мариинки. За почти десять лет в театре, говорит, до сих пор учится жить в ритме своего художественного руководителя.
Сергей Семишкур, солист Мариинского театра:
“Валерий Абиссалович привык быть везде и все успевать, он того же самого требует от своих артистов. Позавчера я спел в Большом театре партию Ноздрева в “Мертвых душах”, вчера я пел — Золотая маска была — тоже партию Ноздрева, сегодня — Царя Эдипа. Достаточно тяжело”.
После концерта артисты вернутся в Петербург. Их ждет недельный отдых, а маэстро из Большого зала консерватории сразу же отправится на гастроли. Валерия Гергиева теперь ждет многочасовой перелет в Сеул, где он будет дирижировать вторым своим оркестром — Лондонским Симфоническим. Потом, без передышки, выступления в Пекине, Шанхае и Токио.