Один из двух концертов камерной музыки в рамках VII Международного виолончельного фестиваля VIVACELLO состоялся во Врубелевском зале Третьяковской галереи 22 ноября 2015 г.
В нём выступили немецкая виолончелистка китайского происхождения Джинг Джао, скрипачка Алёна Баева и пианист Вадим Холоденко.
Именно его участие в этом концерте вызвало наибольший интерес квалифицированной части слушателей. (Их было в зале меньшинство. Перед вторым отделением даже пришлось объявить, что исполнители просят между частями сочинения не аплодировать. Но и это объявление помогло не совсем – какие-то хлопки всё же раздавались.)
Бросилась в глаза домашняя атмосфера этого концерта. Крышку у рояля перед началом вышел поднимать Холоденко. Концерт вела одна из создателей благотворительного фонда «U-art. Ты и искусство» Ивета Манашерова. А стулья для трио во втором отделении расставлял Борис Андрианов.
Исполнение первого сочинения Сонаты № 3 для виолончели и фортепиано Бетховена вызвало некоторое недоумение. На фоне блистательно исполненной Холоденко фортепианной партии, виолончель звучала тускло и даже не всегда чисто. Скорее всего, это объясняется тем, что музыканты были совершенно не знакомы с акустикой Врубелевского зала – они в нём ни разу не репетировали, и Джао просто плохо себя слышала.
Но к исполнению Адажио и Аллегро для виолончели и фортепиано Роберта Шумана Джао уже вышла более готовой: инструмент в её руках зазвучал ярче. Адажио было исполнено на тонких переходах, полутонах. Ансамбль с Холоденко получился великолепный, практически идеальный.
В исполнении сочинений Иоганнеса Брамса, особенно Первой виолончельной сонаты ми минор ор. 38, Холоденко и Джао вышли на эмоциональный пик всего концерта. Даже не пик, а высокогорное плато: мне трудно решить, что больше понравилось – соната или завершившее программу Фортепианное трио № 1 си мажор, ор. 8.
Но как всегда, при первых звуках виолончельной партии первой сонаты, после того, как я услышал их в записи с Жаклин Дюпре, меня прямо таки «выносит» из повседневности в иные сферы, прямо в источник музыки сфер, простите за высокопарность.
Могу только сказать, что фортепианная партия была исполнена Вадимом Холоденко безупречно. И это при том, что, по его словам, рояль был в ужасном состоянии и требовал кардинальной настройки. Благодаря блистательному пианизму Холоденко плохое состояние инструмента из зала было почти не слышно.
Есть пианисты (их, к сожалению, очень немного), у которых хорошо звучит любой рояль, даже самые откровенные «дрова» – пианино советского производства. Холоденко – из их числа. Под его пальцами не теряется ни одна нота, каждая обретает свою самоценность.
Его следующее выступление в Москве запланировано на 11 декабря в Мемориальной квартире Святослава Рихтера. В программе: Р. Шуман и А. Скрябин.
Других концертов в Москве в обозримом будущем у Вадима Холоденко не предвидится. При том, что, по его словам, он много играет по России и почти всё время находится здесь.
Владимир Ойвин