В столице Японии завершилась предновогодняя часть гастролей Михайловского театра Санкт-Петербурга. На одной из главных столичных сцен “Токио опера сити” Симфонический оркестр под управлением главного дирижера Михаила Татарникова исполнил Пятую и Девятую симфонии Людвига ван Бетховена, сорвав овации, не утихавшие пятнадцать минут.
Публика с нетерпением ждала “Оду к радости” в исполнении Марии Литке, Федора Атаскевича, Олеси Петровой и Юрия Власова. Коллективное исполнение популярного отрывка Девятой симфонии давно считается одной из главных новогодних традиций в Японии. И любительские хоры, и профессиональные коллективы дают специальные представления или просто собираются на крупных площадях городов и поют это знакомое практически каждому произведение.
Начало этой традиции было положено в послевоенное время. В честь новогодних праздников оркестры и хоровые коллективы страны хотели получить хотя бы немного денег и для этого устраивали концерты для друзей и знакомых. Главным номером их программы стала Девятая симфония Бетховена. В условиях восстановления после войны это произведение было призвано вселить в слушателей оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Постепенно такой обычай распространился по всей стране.
“Нынешние гастроли проходят при очень хорошем качестве исполнения. На всех трех концертах были полные залы. Это большой успех для театра. Однако, в первую очередь, нужно благодарить Бетховена и его Девятую симфонию, которая невероятно популярна среди японцев. Мы достаточно молодой в плане имени оркестр и пока не можем считать себя самостоятельной “боевой единицей”, поэтому было принято решение опираться на проверенные вещи. В будущем мы были бы очень рады представить и что-то новое.
Традиционно радует своим приемом японская публика. Отмечу, что в последнее время на концерты стало приходить больше молодых людей”,
– рассказал Михаил Татарников, который впервые приехал в Японию в качестве главного дирижера Михайловского театра.
“Сейчас мы очень плотно обсуждаем организацию оперных гастролей в Японии. Опера по разным причинам находилась в тени балета. Не просто, потому что опера плохая, а потому, что петербургский балет великий. Сейчас у нас значительно вырос уровень оперных постановок и нам безусловно хотелось бы это продемонстрировать на международном уровне”,
– отметил Татарников.
“Этот год выдался очень насыщенным и успешным для Михайловского театра. В феврале состоялась премьера оперы Римского-Корсакова “Царская невеста” в постановке Андрея Могучего. Сейчас она выдвинута на премию “Золотая маска”. Могучий – драматический режиссер, и это был его первый опыт в опере. Мы очень рады, что он сделала это вместе с Михайловским театром.
Осенью у нас было два мировых “тяжеловеса” – Юрген Флимм, поставивший оперу “Манон Леско”, и опера Джузеппе Верди “Трубадур” в постановке одного из самых востребованных оперных режиссеров мира Дмитрия Чернякова. Последнюю премьеру можно считать по- настоящему знаковым событием для всего российского театрального мира. Что касается балета, то у нас состоялись две премьеры: “Тщетная предосторожность” в хореографии Фредерика Аштона и “Белая тьма” известного испанского хореографа Начо Дуато”,
– рассказал главный дирижер Михайловского театра, подводя итоги уходящего года.
“Мы не такой большой театр, поэтому все успехи в этом году, в том числе на международном уровне, можно считать действительно масштабными. У нас очень хороший коллектив, в котором царит семейная атмосфера. В следующем году мы планируем пригласить для участия в постановках нескольких крупных мировых звезд, но пока что с ними не достигнута окончательная договоренность”,
– сказал Татарников.
Гастроли Михайловского театра, которые организованы при поддержке министерства культуры России, продолжатся в январе. Балетная труппа приедет в Японию позднее. Сам Новый год артисты встретят в самолете. Программа начнется 3 января большим гала-концертом, в программу которого включены фрагменты из балетов “Лебединое озеро”, “Щелкунчик” и “Раймонда”. Гастроли продолжатся классическими постановками “Жизель, или Вилисы”, “Корсар”, “Лебединое озеро” и симфоническими концертами из произведений Чайковского. Завершится гастрольный тур Михайловского театра в Японии 18 января.
Алексей Заврачаев, “ИТАР-ТАСС”