31 мая жители и гости столицы Коми увидели оперу «Волшебная флейта», которая стала третьей премьерой XXV международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс».
На суд зрителей московский режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Всероссийской литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова» Ольга Иванова представила свою интерпретацию известного сюжета. Произведение от оригинала существенно отличалось, главным действующим лицом в «Волшебной флейте», по версии Ивановой, стал сам Моцарт. Как ранее отмечала режиссер, это опера о судьбе художника, о том, как рождается творчество.
Одно из своих последних произведений «Волшебную флейту» Моцарт написал в 1791 году. Оперу композитор исполнил в популярном в то время жанре Singspiel (пьеса с музыкальными номерами, или опера с разговорными диалогами вместо речитативов, преимущественно комического содержания). Сюжет оперы, обработанный в духе народных феерий, автор либретто Эмануэль Шиканедер почерпнул в сказке Кристофа Виланда «Лулу» из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов».
В оригинале действие оперы разворачивается вокруг дочери Царицы ночи, которую похищает волшебник Зарастро. Спасти девушку Царица ночи посылает юного принца Тамино. Царица вручает юноше волшебный атрибут — флейту, с помощью которой он сможет пройти через все преграды и избежать опасностей. Но в ходе сюжетных перипетий Тамино переходит на сторону Зарастро, проходит испытания, уготованные ему волшебником, и обретает любовь.
Трактовка режиссёра Ольги Ивановой от оригинала существенно отличалась. В сыктывкарской постановке главным действующим лицом выступил сам Моцарт, создающий оперу. Композитор становится непосредственным участником событий, в итоге через его творческие поиски рассказывается о судьбе художника.
Значительные изменения претерпел и текст оперы. Диалоги были на русском языке (пение – на немецком), многие из которых существенно укоротили, изменения не затронули только музыку. Реализовать замысел Ольге Ивановой помогли московские вокалисты: солисты Камерного музыкального театра им. Покровского Борис Молчанов (Тамино) и Алексей Смирнов (Зарастро), приглашенная солистка ГАБТ, солистка Театра музыки и поэзии под руководством Е. Камбуровой Надежда Гулицкая (Царица ночи).
Сыктывкарская публика экспериментами столичного режиссера заинтересовалась. Мнения относительно того, насколько удалось реализовать задуманное, у зрителей разделились. Одни оценили смелый эксперимент, другие посчитали творческие изыскания Ивановой слишком вольными.
“Я эту оперу не поняла. Сама я педагог, музыку преподаю, и с точки зрения профессиональной мне кажется, что режиссёр палку перегнула. Всё-таки есть произведения, с которыми нужно обходиться очень осторожно, «Волшебная флейта» – это как раз именно такой случай. От оперы Моцарта здесь осталось только музыка. Это, безусловно, замечательно, но это уже не «Волшебная флейта» в том виде, в каком её представил миру Моцарт”,
– рассказала корреспонденту БНК одна из слушательниц.
“Необычно. Интересно смотрелись декорации: видеопроектор и инсталляции (московского художника Даниила Герасименко – БНК) были очень в тему. Солисты порадовали, особенно Борис Молчанов. На мой взгляд, очень хорошо, когда появляются оригинальные трактовки классики, правда, в этом случае, как мне показалось, вышло несколько сложновато для восприятия”,
– поделилась с корреспондентом БНК молодая зрительница по имени Анна.
По мнению московского оперного критика Александра Матусевича, который приехал на фестиваль «Сыктывкарса тулыс», постановка вышла более чем экстравагантная.
“Опера невероятно сложная. То, что мы видели сегодня, безусловно, очень далеко от оригинала, но это и не удивительно. «Волшебная флейта» – пожалуй, одна из опер, которую часто ставят во всех театрах мира, поэтому тут уж каждый режиссер экспериментирует по полной”, –
поделился с БНК Александр Матусевич.